16.12.2023 05:28

День памяти Н.К. Рериха отметили в городе Бресте

s1.jpg - 34.68 Kb13 декабря этого года исполнилось 76 лет со дня ухода Н.К. Рериха – выдающегося русского учёного, художника, путешественника, общественного деятеля.

Торжественный вечер, посвящённый памяти Николая Константиновича Рериха, прошёл в зале Культурно-просветительского общественного объединения «Маяк». Мероприятие было организовано сотрудниками ОМОО «Международный центр Рерихов» в Республике Беларусь и сотрудниками Культурно-просветительского общественного объединения «Маяк».

Вечер начался звучанием прелюдии и фуги соль-минор И.С. Баха из первого тома «Хорошо темперированного клавира» в исполнении Владислава Досина (фортепиано).

Далее присутствующим было показано архивное видео, в котором отражены некоторые фрагменты жизни Николая Константиновича в имении Рерихов в долине Кулу.

Во вступительном слове Наталья Неровнова отметила, что никто не может сказать так верно достойно и красиво о Николае Константиновиче, как это сделала Елена Ивановна – жена, друг, сподвижница и вдохновительница, свидетель творчества и подвига жизни этого Великого человека.

«Миссия его переросла планетные размеры, и устремления его уже направлялись в надземные пространства. При современном одичании и уничтожении последних остатков культурных достижений великого прошлого, при общей нивелировке всего самобытного, всего прекрасного его фигура высилась как напряжённый УКОР, как последний символ Творца и Певца, зовущего к Красоте Беспредельного, Красоте Вечной.

Да, он был неповторяемым певцом Горней Обители. Как сказано: «Не будет больше такого Певца Священных Гор». Навсегда он останется непревзойдённым в этой области. Действительно, кто сможет настолько посвятить себя такому постоянному предстоянию перед величием и красотой этих вершин, воплотивших и охраняющих величайшую Тайну и Надежду Мира, – сокровенную Шамбалу! Весь смысл его жизни, его устремления, его творчества, его знания и великого Служения запечатлены в его творениях и песнях Шамбалы и о Шамбале.

...именно в этих картинах В. Вл. видит основу для Искусства Будущего.

Не будет больше такого певца Горней Обители Гималаев. Он первый и последний!»

В 1924 году Николай Константинович Рерих прибыл в Сикким. Там он написал три серии картин: «Его страна», «Знамёна Востока» и «Майтрейя». Людмила Васильевна Шапошникова в книге «Мастер» пишет об этих картинах: «Сиккимские серии он написал на едином дыхании. Картин было много. В них заговорили Знания, легенды и стоящая за ними реальность необычного, ещё мало знакомого Европе мира. Мир этот дышал, жил, существовал и действовал. Его предчувствие жило в картинах Рериха ещё в России. Теперь он слышал, как бьётся живое его сердце.

В продолжении прозвучала соната фа мажор (К.332) В.А. Моцарта в исполнении Владислава Досина (фортепиано).

Вечер продолжили Валентина Пейганович, Галина Борушко и Галина Миронова, которые познакомили присутствующих с серией картин Николая Константиновича Рериха «Его страна», опираясь на материалы книги «Рерих. Пророчества» [1].

В «Его стране» реальность и легенда, прошлое, настоящее и будущее – всё спаяно в едином художественном строе. В нем миф порождает образ – «Жар-Цвет», «Сокровище мира», а реальность мифологизуется – «Спешащий», «Помни». И таинственный смысл названия Канченджанги – Горы Пяти Сокровищ – раскрывается в пяти картинах серии, и в каждой действие разворачивается на фоне священной вершины Гималаев. Важно, что миф и реальность, органично сосуществуя в едином художественном образе, определяют многозначность и смысловую наполненность полотен. Всякое авторское преображение имеет ясную цель, которая выступает в ранге своеобразной художественной проповеди, призванной пробудить дух человека, восхитить его красотой и увлечь идеей служения высшему Свету.

Нельзя не отметить, что через всю серию проходят одни и те же сакральные образы, которые воспринимаются как художественные символы и важные нравственные категории. В то же время этические формулы преобразуются в образы-символы. Их синтез воплощает Всеединство, составляющее основу художественного мышления мастера. Так, Канченджанга – это и высочайшая вершина, и своего рода высший эталон красоты. Идеи духовного возвышения или падения символически отождествляются с восхождением на высокие вершины или нисхождением к глубинам земных недр. Утренняя Венера – обитель Матери Мира – притягательная своей красотой звезда и ведущее начало. Огонь – символ творческого горения, Святого Духа и субстанция, наделенная высшей космической красотой. Ларец – поражающий чудесным сиянием сакральный ковчег с камнем Чинтамани и символ огненной, магнетической связи мира. Всё это в целом составляет смысловое поле и узнаваемые черты Его страны.

Все двенадцать произведений серии представляют собой необычный художественный ансамбль, в котором Рерих воплотил характерные для символистского мышления идеи синтеза искусств. Тяготение к последовательному изложению замысла в ряде полотен говорит о стремлении автора выйти из оков остановленного мига одной картины в пространственно-временной континуум, не ограниченный никакими рамками, – к эстетике космической беспредельности. Эта временная протяженность восприятия серии произведений сродни музыкальному образу, разворачивающемуся во времени и организованному в рамках определенных ритмических структур. Музыкальность произведений Рериха проявляется и в особой мелодичности линий, и в строгой организации композиций, и в гармонии красочных сочетаний. Монохромность рождает аналогию с унисонным звучанием, красочные аккорды с симфонической насыщенностью. Однако есть и чисто интонационные эффекты, как в «Недрах», где полупрозрачные цветосветовые сферы рождают ощущение речевого пространственного эха. Ансамбль из двенадцати полотен соответствует структуре темперированного звукоряда из октав, каждая из которых состоит из 12 полутонов хроматической гаммы. Возможно, Рерих остановился на создании двенадцати картин серии еще и потому, что число 12 издревле считается счастливым и принадлежит к наиболее употребительным в мифопоэтической культуре числовым шаблонам. Так известная двенадцатичленная формула буддийского Колеса бытия включает двенадцать этапов на пути перерождения.

Однако более всего картины серии говорят о ступенях духовного развития, на которые может подняться человек.

Рериховские герои не только твердо стоят на земле и смело взбираются на вершины, но и существуют, как у Циолковского, в мировом эфире в виде тонкой светящейся материи – «Книга мудрости», «Недра». Они парят и пролетают над бездной – «Превыше гор», «Спешащий», олицетворяя собой сложившийся в древности образ духа. Как пишет К.Г. Юнг, архетип духа в образе людей и животных возникает в зависимости от обстоятельств в тех ситуациях, когда крайне необходимы такие качества, которые не могут быть порождены собственными силами. Такую роль помощников в героическом эпосе народов Востока выполняют конь богатыря – в «Спешащем» или, как в «Ведущей», невесомое женское существо, которое больше принадлежит, кажется, к сфере духа, чем к материальному миру. Неземным сиянием окружена в картине «Сжигание тьмы» выходящая из недр процессия людей, которых, говоря словами Скрябина, можно назвать «небожители и огне-носители». Во главе предводитель, держащий ларец, новый Мессия, который установит справедливый порядок в мире.

В серии «Его страна» два главных действующих лица – он и она. Он отважный искатель – опускается в земные глубины, поднимается на вершины, внимает мудрости, добирается до горных сокровищ, уезжая, прощается с ней, спешит с важным поручением. Она – провожает его в путь, вдохновляет на подвиг, увлекает в заоблачный мир к сияющим высотам. Вместе они любуются надземными красотами. В произведениях Рериха нередко присутствует некий элемент автобиографичности. По-видимому, наличествует он и здесь. Своей вдохновительницей называл он жену Елену Ивановну. Она не только была для него ведущей в жизни, но являлась часто и соавтором художественных замыслов. «Творили вместе, – писал Николай Константинович, – и недаром давно сказано, что произведения должны бы носить два имени – женское и мужское». Быть может, это его замечание более всего применимо к серии «Его страна»: ведь само содержание картин пронизано идеей важности женского начала, его водительства.

Волшебный преображающий свет в картинах Рериха излучает ларец, внутри которого находится камень с Ориона. С его помощью, согласно легенде, произойдет огненное преображение мира?
Утренние и вечерние свечения особенно интересовали Рериха. Его Гималаи буквально пылают под лучами низкого светила.

Грезы русской религиозно-философской мысли о богочеловечестве, обогащенные в искусстве Рериха мистическими идеями Востока, нашли в его творениях гениальное воплощение. Оно останется в истории человечества уникальной дерзновенной попыткой огненного пересоздания мира красотой.
В продолжении вечера в исполнении Владислава Досина (фортепиано) звучала прелюдия до-диез минор (op.3 no. 2) С.В. Рахманинова.

Вечер завершился просмотром видео фильма Натальи Бондарчук «Рерих и Русь» (Фильм можно посмотреть по ссылке:
https://drive.google.com/file/d/1xo7SJnm2EYKsz__hZmwsKgEgOBouO3T-/view?usp=drive_link)

Список использованных источников:
В.П. Князева, И.М Кузнецова, Е.П. Маточкин. Рерих. Пророчества / Изд. Дом «Агни» – 2004.

 

Фотогалерея