«Культура и мир являются священным оплотом человечества»
«Прекрасное – это благородный водитель всей нашей жизни»
Н.К. Рерих
Dddd13 декабря 2022 года исполнилось 75 лет со дня ухода с земного плана Николая Константиновича Рериха (9 октября 1874 – 13 декабря 1947). Торжественный вечер, посвящённый этой памятной дате, прошёл в городе Бресте в зале культурно-просветительского общественного объединения «Маяк».
DdddВо вступительном слове руководитель объединения Елена Александровна Макаревич отметила, что имя Николая Константиновича занимает почетное место в истории отечественной и мировой культуры XX века.
DdddДиапазон деятельности Н.К. Рериха необычайно широк. Художник, археолог, этнолог, правовед, геолог, историк, писатель, поэт, философ, ученый, путешественник, борец за мир, защитник культурных ценностей всех народов и – неизменно Человек, всецело отдавший себя служению идеалу общего блага.
DdddН.К. Рерих создал более 7000 художественных произведений, которые разошлись по всему миру, умножая славу русской культуры. Он работал в области монументального и прикладного искусства, прославился как автор сценографий и графики. И все это многообразное наследие отмечено печатью большого самобытного таланта.
DdddУбежденный в преобразующей силе культуры, Н.К. Рерих занимался не только художественной, но и культурно-просветительской деятельностью. Большое значение в деле укрепления дружбы и сотрудничества между народами сыграл так называемый «Пакт Рериха», предусматривающий охрану памятников культуры всего человечества. Идея Н.К. Рериха получила международное признание. В 1954 году в Гааге на основе «Пакта Рериха» был подписан акт Международной конвенции о защите культурных ценностей в военное время. Сейчас членами этой конвенции являются все ведущие страны мира.
DdddСорок два года Н.К. Рерих трудился в России. Десять лет он путешествовал по странам Европы и США, более двадцати лет провел на Востоке. Особенно его привлекала Индия. В 1923 году Николай Константинович вместе с женой Еленой Ивановной и сыновьями Юрием и Святославом приезжают в Индию. Началось беспримерное в истории мирового искусства путешествие русского художника по Центральной Азии. В трех научно-исследовательских экспедициях были собраны исключительно ценные коллекции древних рукописей, произведения искусства, редкие материалы по археологии, ботанике, геологии, медицине, философии, этике, лингвистике и др.
DdddОбщественные и философские взгляды Н.К. Рериха своей гуманной и жизненной направленностью нашли глубокий отклик в сердцах миллионов людей. О популярности и признании русского художника во всем мире свидетельствует и тот факт, что более 100 академий, институтов, обществ, ассоциаций, лиг, федераций избрали его действительным и пожизненным членом.
DdddРазработанная им живописно-изобразительная система относится к новаторским достижениям XX века. Наследие Николая Константиновича Рериха богато и разнообразно. Оно неустанно создавалось каждодневными трудами во имя Красоты, Знания, Культуры, во имя Нового мира. Оно отстаивает нравственное достоинство человека, утверждает веру в его созидательные силы, неограниченные возможности мысли, духовную мощь, мужество, добротворчество, гуманизм. Эти стороны творчества художника понятны и находят путь к сердцам всех зрителей.
DdddВечер продолжился небольшим концертом. Звучали произведения немецкого композитора, органиста, капельмейстера и музыкального педагога Иога́нна Себастья́на Баха в исполнении учащихся Брестского государственного музыкального колледжа имени Григория Ширмы школы преподавателя Дмитрия Стрелова: трёхголосная инвенция си минор в исполнении Дементьева Дария (первый курс, аккордеон); прелюдия и фуга си мажор из первого тома «Хорошо темперированного клавира» в исполнении Гриневича Богдана (второй курс, аккордеон); прелюдия и фуга ми мажор из первого тома «Хорошо темперированного клавира» в исполнении Кивачука Глеба (четвёртый курс, аккордеон); прелюдия и фуга фа диез мажор из первого тома «Хорошо темперированного клавира» в исполнении Трофимук Екатерины (четвёртый курс, баян).
DdddВ паузах между музыкальными произведениями сотрудник культурно-просветительского общественного объединения «Маяк» Галина Миронова прочла очерк Николая Константиновича «Кредо» и белый стих «Пора».
DdddН.К.Рерих «Кредо», 1938.
Dddd«Пишут, что не знают мое credo. Какая чепуха! Давным-давно я выражал мое понимание жизни. Ну что ж, повторим еще раз:
Dddd«Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един. Искусство есть знамя грядущего синтеза. Искусство – для всех. Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата «священного источника». Свет искусства озарит бесчисленные сердца новою любовью. Сперва бессознательно придет это чувство, но после оно очистит все человеческое сознание. И сколько молодых сердец ищут что-то истинное и прекрасное. Дайте же им это. Дайте искусство народу, кому оно принадлежит. Должны быть украшены не только музеи, театры, школы, библиотеки, здания станций и больницы, но и тюрьмы должны быть прекрасны. Тогда больше не будет тюрем…»
Dddd«Предстали перед человечеством события космического величия. Человечество уже поняло, что происходящее не случайно. Время создания культуры духа приблизилось. Перед нашими глазами произошла переоценка ценностей. Среди груд обесцененных денег человечество нашло сокровище мирового значения. Ценности великого искусства победоносно проходят через все бури земных потрясений. Даже «земные» люди поняли действенное значение красоты. И когда утверждаем: Любовь, Красота и Действие, мы знаем, что произносим формулу международного языка. Эта формула, ныне принадлежащая музею и сцене, должна войти в жизнь каждого дня. Знак красоты откроет все «священные врата». Под знаком красоты мы идем радостно. Красотою побеждаем. Красотою молимся. Красотою объединяемся. И теперь произнесем эти слова не на снежных вершинах, но в суете города. И, чуя путь истины, мы с улыбкою встречаем грядущее».
DdddПисалось это двадцать лет назад, а говорилось и гораздо раньше. Те самые, кто говорит, что они не знают, отлично слышали от меня самого. Знать-то они знают, но для каких-то целей им нужно набросить тень, внести неопределенность. «Клевещите, клевещите, всегда что-нибудь останется». А мы все же будем звать к прекрасному, и ценность творчества будет нашей основою».
Н.К.Рерих «Пора», 1916
dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd ddddВстань, друг. Получена весть.
dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd ddddОкончен твой отдых.
dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd ddddСейчас я узнал, где хранится
dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd ddddодин из знаков священных.
dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd ddddПодумай о счастье, если
dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd ddddодин знак найдем мы.
dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd ddddНадо до солнца пойти.
dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd ddddНочью всё приготовить.
dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd ddddНебо ночное, смотри,
dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd ddddневиданно сегодня чудесно.
dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd ddddЯ не запомню такого.
dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd ddddВчера еще Кассиопея
dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd ddddбыла и грустна и туманна,
dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd ddddАльдебаран пугливо мерцал.
dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd ddddИ не показалась Венера.
dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd ddddНо теперь воспрянули все.
dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd ddddОрион и Арктур засверкали.
dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd ddddЗа Алтаиром далеко
dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd ddddновые звездные знаки
dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd ddddблестят, и туманность
dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd ddddсозвездий ясна и прозрачна.
dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd ddddРазве не видишь ты
dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd ddddпуть к тому, что
dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd ddddмы завтра отыщем.
dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd ddddЗвездные руны проснулись.
dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd ddddБери свое достоянье.
dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd ddddс собою не нужно.
dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd ddddОбувь покрепче надень.
dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd ddddпотуже.
dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd ddddПуть будет наш каменист.
dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd ddddСветлеет восток. Нам пора.
DdddПеред демонстрацией виртуального тура по залу Центрально-Азиатской экспедиции Музея Н.К. Рериха в Москве сотрудник культурно-просветительского общественного объединения «Маяк» Валентина Пейганович обратила внимание присутствующих на три основных момента, которые происходили на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции и были связаны с какими-то странными вещами, выделенные Академиком естественных наук Людмилой Васильевной Шапошниковой.
Dddd«Первый момент – это изучение тех стран, по которым шли Рерихи. А их было: сначала Индия, потом Китай, потом Тибет, потом снова Сикким. Я уже не говорю о нашей части, сибиро-алтайской, через которую тоже прошли, и Монголию. Это исследование развития исторического и культурного этих регионов велось в определенной концепции. Николай Константинович брал и исследовал те события, те моменты в духовной и культурной жизни народов, которые имели сильные корни в прошлом этих регионов. И это прошлое он рассматривал с одной точки зрения, с точки зрения будущего. Что в этом прошлом будет полезным и будет жизненным в будущем? Что это прошлое будущему даст? Эта концепция, которая не реализовалась ни единым историком в тот момент, она вызывала ряд размышлений и мыслей о том, что за этим что-то стояло, но, к сожалению, тогда разгадать эти моменты было чрезвычайно трудно.
DdddВторой момент, о котором мог говорить тогда Рерих, это было изучение культур этих стран тоже с одной интересной точки зрения. Если, предположим, в то время, да и по сию пору, скажем прямо, историки, этнографы и археологи занимаются культурами различных стран с точки зрения каких-то частных моментов, с точки зрения того, чем отличается одна культура от другой, то Рерих занимался с иной точки зрения, он смотрел, что общего между этими культурами и что объединяет эти культуры между собой. И момент, который мы называем «Восток-Запад», взаимодействие между этими планетарными регионами, был главным моментом в исследованиях этих культур. Николай Константинович видел, как ряд памятников, довольно древних, напоминают в Тибете Европу, он видел изделия, которые датировались 1-м и 2-м тысячелетием до н.э., и находил в них элементы и Европы, и Востока. Он писал тогда о том, что синтез культур Востока и Запада создает плодотворную комбинацию, которая всегда влияла на развитие и Востока и Запада. Он писал о тех моментах, которые, в первую очередь, обозначали слияние этих двух регионов, слияние этих культур. Это происходило в период кочевых империй, находившихся на огромном пространстве Евразии. Оценка этих кочевых культур с точки зрения связи и культурного моста между Востоком и Западом, – это тогда было довольно интересным и странным, с точки зрения некоторых историков, открытием, потому что до Рериха и редких других историков, практически, кочевой мир не признавался историческим миром, в то же время Николай Константинович и Юрий Николаевич на этом маршруте занимались такими проблемами, как, предположим, «звериный стиль» этих культур, тот «звериный стиль», который был распространен на огромных пространствах, начиная от Алтая и кончая Черноморским районом, тот «звериный стиль», который повлиял на культуру Европы в целом, выработав романский стиль в религиозной архитектуре, тот «звериный стиль», который, в общем, связывал Ближний Восток с Дальним Востоком. Эти моменты его очень интересовали.
DdddИ, наконец, третий момент, над которым он работал как историк на маршруте экспедиции, был связан с проблемой переселения народов. И наблюдая, как говорится, реликты этого переселения, идя через регионы, по которым в свое время, в 1-м тысячелетии до н.э., катились целые массы людей из одного региона в другой, когда из Тибета через Алтай шли кочевники в Евразию, он приходил к одному интересному выводу или, вернее, ставил интересный вопрос: какая сила двигала этими переселяющимися толпами? Он не ответил в дневниках, какая это была сила. Потом, позднее, когда мы начали заниматься Живой Этикой, что-то близкое к истине стало перед нашими глазами. Он ставил этот вопрос и очень смешил наших историков, особенно наших. Дело в том, что для наших историков все было ясно. Почему переселения народов? Очень просто. Пасли скот на пастбищах, истощились пастбища, нужно идти дальше в поисках новых пастбищ. На самом деле процесс, который описывает Николай Константинович в своих дневниках и очерках того периода, был много сложнее, интереснее и загадочнее, чем то, что предлагала наша историческая наука. Вот, собственно, это те моменты, которые были связаны с его историческими исследованиями, каждый из этих моментов был, в конце концов, потом соотнесен с тем энергетическим мировоззрением, о котором мы уже с вами знаем».
DdddВ продолжении вечера, присутствующим был продемонстрирован виртуальный тур по залу Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха и литературно-музыкальная слайд-программа «Памяти Николая Константиновича Рериха», созданная сотрудниками Отделения Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» в Республике Беларусь [https://disk.yandex.ru/i/l2MR4oDAyg_FbQ].
DdddПамятный торжественный вечер завершился памятными светлыми словами о Николае Константиновиче, с которыми Елена Ивановна Рерих после его ухода обращалась к своим корреспондентам В.Л. Дудко, З.Г. Фосдик и Д. Фосдик в письмах.
DdddЕ.И. Рерих – В.Л. Дутко. 13 января 1948 г. [1]
DdddРодная моя Другиня, спасибо сердечное за Ваши милые мне строки, полные понимания постигшей всех нас утраты. Щемит сердце лютая тоска, но мужественно будем продолжать доверенную нам работу, мужественно примем всю ношу и понесем ее до назначенного берега и срока. Просим и всех близких продолжать их полезную деятельность, сообразуясь с обстоятельствами, и не огорчаться малыми результатами, ибо где весы, чтобы взвесить их. Пусть всюду теплится зажженный Им огонек, как лампада перед священным Изображением, как спасительная веха на трудном горнем пути.
DdddВ нашем горе находим утешение в осознании, что ему была дарована лучшая доля – закончить свою светлую деятельность прекрасным разрешительным аккордом, среди общего безумия в мире еще раз провозгласить и поднять Знамя Мира и на этот раз в столь любимой им Индии.
DdddНаш Светлый и Любимый ушел, как жил – просто, красиво и величаво. Мир истинно осиротел с уходом этого прекрасного Духа. Индия так трогательно, так красиво и мощно отозвалась на его уход. Все газеты, журналы, Общества и многочисленные почитатели и друзья ярко отметили незаменимую утрату для мира великого творца и мыслителя, замечательного деятеля и основателя многих просветительных начинаний и учреждений. Многие прекрасно отметили богатство оставленного Им духовного наследства и насущную потребность для каждого сознательного человека принять его и следовать высоким Заветам.
DdddМне еще трудно писать о его болезни и последних днях, напишу позднее. Но ясно, что сердце его не выдержало количества яда, порожденного обезумевшим человечеством. Дух его знал грядущее и хотел уйти, ибо очень томился сознанием разложения во всем мире. Так же тяжко переживал он и нарастающую русофобию в Америке, ибо знал, к чему приведет такое насаждение ненависти. Именно, сердце его не выдержало последних нагнетений и тоски за угнетение всего культурного.
DdddЗа неделю до ухода он имел видение Преподобного Сергия, который сказал: «Родные, зачем вам мучиться здесь, пойдемте со Мною, ко Мне – теперь же». Он ушел на зов этот, ушел тихо во сне, в три часа утра 13 декабря. Высокая духовная красота запечатлелась на его лике. Мы не могли оторваться от созерцания благости, чистоты и трогательной нежности всего чудесного облика его. Он весь светился как бы внутренним светом, и белые цветы, окружавшие его, казались грубыми рядом с его просветленным обликом. Трое суток он оставался с нами, на своей постели, мы не могли расстаться с ним. Не было ни малейшего признака разложения на его лике, и мой старший сын не мог согласиться, что дух его покинул эту прекрасную оболочку. Он лежал под любимым им образом Преподобного Сергия и сам казался истинным отображением этого Светоча. Тело было предано огню на прекрасной горной площадке на нашем месте с широким видом на снежные горы. На месте сожжения был водружен красивый осколок скалы и сделана надпись на хиндустани под знаком Знамени Мира. Скалу тащили пятьдесят человек примитивным египетским способом, тащили пять дней, но все же осилили, ибо скала эта весила около 200 пудов, если не больше. Место это будет охранено и станет местом паломничества для многих почитателей.
DdddМы покидаем нашу столь любимую им и нами долину. 17 января едем в Дели. Напишу Вам оттуда наше дальнейшее передвижение. Остановимся в Нью-Дели в Манди Хауз, в доме наших друзей Махараджи и Махарани Манди. Пишите по этому адресу.
DdddСейчас в Дели открыта выставка картин Н.К. На открытии Неру сказал прекрасную речь о значении творчества и деятельности Н.К., особенно подчеркнув идею Знамени Мира. Открытие состоялось при огромном стечении посетителей и сейчас еще продолжается с тем же успехом. Индия чтила и любила его.
DdddПишите о себе, о своих планах. Храните все, что у Вас имеется от Н.К. и о нем. Кто сможет написать о нем настоящую, достоверную биографию? Никто, ибо в этой жизни было столько чудесного, столько феноменального и столько неисчерпаемого еще творчества. Да разве можно написать об <...>
DdddЕ.И. Рерих – З.Г. Фосдик и Д. Фосдику (фрагмент письма). 23 февраля 1948 г. Индия, Дели [2].
DdddПосылаю Вам, родные, и последние снимки с него, уже лишь его оболочки. Но оболочка эта настолько просветленная и так отображает его сущность, что мне она ближе многих других. Таким он был последние месяцы жизни, когда я писала Вам, что он стал таким красивым старцем. Кротость, великое смирение запечатлелись на его лике. Прекрасная оболочка его была предана огню на обширной горной площадке нашего поместья с широким видом на три снежные гряды. На месте сожжения был водружен большой красивый осколок скалы с надписью на хиндустани под знаком Знамени Мира. Скалу эту тащили издали примитивным способом. Люди с соседних деревень тащили скалу железными канатами и на валиках из больших деревьев, подталкивая камень такими же рычагами. Двигали по полдюйма с большими роздыхами, тащили несколько дней и все же осилили и водрузили на каменное основание, под которым находился оставшийся пепел от сожжения всего костра.
DdddДень сожжения выдался исключительно прекрасным и парадным. Ни малейшего дуновения ветра, и все окружающие горы оделись в свежее снежное покрывало. Никогда раньше я не видела сожжения и должна сказать, что зрелище было грандиозно и прекрасно. Население сложило огромный костер из деодаров, густо покрытых ароматическими маслами. Когда его носилки, покрытые белыми цветами, были поставлены на кострище и костер был зажжен с четырех сторон, огромное пламя, как крылья, охватило его, скрыв его от нас, и устремилось ввысь, в безоблачную синеву. Ни малейшего дыма, ни малейшего угара, кроме прекрасного аромата деодарового и сандалового дерева. Через два с половиной часа все было кончено. Обычно сожжение берет до шести часов. Народ вынес свои заключения. Ушедший был большим Риши, тело его было настолько чисто, что огонь сразу охватил его, и не было ни дыма, ни угара. На второй день мы собрали пепел, часть оставили на месте сожжения, а другую взяли с собою. Жутко было вернуться в опустевший дом! Жутко смотреть на стеклянную дверь его мастерской, из-за которой он больше не выглянет, не выйдет полюбоваться на горы и небеса, освещенные огнем солнечного заката.
DdddНаш Светлый и Любимый будет жить в памяти народа. Просветленные сознания поймут, какой Великий Дух ходил по Земле среди людей и будил их сознание ко всему Прекрасному и тем самым вливал в них Эликсир Жизни. Ганди, после своего убийства, стал Спасителем народа, но еще большим станет наш Светлый и Любимый, когда будет собрано воедино все им созданное и оповещенное во Благо Человечества. Истинно, он заложил основание Новой Эпохи, Нового Мира.
Dddd1. Е.И. Рерих. Письма. Т. 8. Письмо №2.
Dddd2. Е.И. Рерих. Письма. Т. 8. Письмо №6.