22.11.2022 11:52

Выставка «Пакт Рериха - Мир через Культуру» открылась в Бресте

DdddDdddDdddDdddDdddDdddDdddDdddDdddDdddDdddDdddDdddDdddDdddКультура и Мир являются священным

dddd dddd dddd dddd dddd dddd dоплотом человечества

Николай Рерих

Н.К. Рерих писал о культуре: «Мы просим наших друзей каждый день мыслить, произносить и применять понятия Красоты и Культуры. В этом нет ничего нового, ибо вообще ничего нового нет. Но мы собираем около этих ценных понятий новое усилие, мы стремимся помочь напряжению созидательной энергии».

Понятие культура включает в себя все творческие достижения человечества, накопленные на протяжении продолжительного становления человеческого общества, начиная с Древнего Мира и до наших дней. Включая такой огромный пласт наивысшей человеческой деятельности, культура, пожалуй, в первую очередь является светочем духа человечества, его творческого гения, раскрытого через искусства, архитектуру, науку и знание. Культура объединяет и роднит, казалось бы, совершенно различных людей, сближает целые эпохи, «раздвигает» границы государств, дружественно сближает нации и этносы. Она является истинным объединителем человечества под единым знаменем – знаменем Красоты. «Если я во что и верю, так только в культуру. Культура, если вдуматься, основывается вовсе не на любопытстве, а на любви к совершенству; культура – это познание совершенства. Люди культуры – истинные апостолы равенства», – так писал о культуре английский литературовед, культуролог, поэт, эссеист и педагог Арнольд Мэтью. Известный русский религиозный и политический философ Н.А. Бердяев считал культуру приоритетным направлением социального развития.

«Культура в основе своей есть Эволюция, отвергая культуру, заменяя ее технократией, мы отвергаем Эволюцию и нарушаем космический закон» – писала Е.И. Рерих. Только воспевая красоту посредством многогранного творчества многих современников эпохи, складываются вехи будущей Культуры. И в основе такого творчества должен стоять величественный Дух человека, его нравственная красота. Только так удастся избежать перевеса технократии над Культурой.

По-особому трепетно определял культуру Н.К. Рерих: «Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной Красоты».

Впервые Н.К. Рерих коснулся вопроса об охране памятников материальной и духовной культуры в 1899 году, когда он проводил раскопки на территории Санкт-Петербургской губернии. Тогда он заговорил об охране памятников археологии, донесших до нас «мироощущение и миросозерцание» предшествующих поколений. Он высказывался против невежества обывателей и чиновников, хищничества разорителей. В 1903-1904 годах им была составлена Археологическая карта Санкт-Петербургской губернии и серия этюдов памятников древнерусского зодчества.

Уже более ста лет назад впервые задумался об охране памятников старины и культурных ценностей, а также стал продвигать эти идеи в жизнь Николай Константинович Рерих. Но сознание человечества достаточно инертно и сегодня, как и ранее, часто можно встретить заголовки новостей, свидетельствующие об уничтожении тех или иных культурных и исторических сокровищ. В настоящее время, как и в прошлом, а также и в будущем насущно необходимо охранить культуру, несущую идеи единения, красоты и просвещения всему человечеству, а значит сохранить Мир и благополучие.

17 ноября 2022 года выставка «Пакт Рериха – Мир через Культуру» открылась Отделением Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» в Республике Беларусь в Российском центре науки и культуры в городе Бресте, который является отделением Представительства Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) в Республике Беларусь. Отделение Представительства Россотрудничества в Бресте начало свою работу в июле 2013 года. Официальное открытие Русского дома в Бресте состоялось 21 июня 2014 года.

В ходе работы в центре проводятся различные мероприятия с участием как приглашенных из России, так и местных политических и общественных деятелей, представителей науки и культуры, ансамблей и фольклорных коллективов, проходят выставки и творческие встречи, которые собирают большое количество зрителей. Установлены и успешно развиваются партнерские отношения с министерствами и ведомствами, детскими, молодежными и ветеранскими организациями Республики Беларусь.

В партнерстве с Министерством образования РФ центр ежегодно отбирает кандидатов в абитуриенты для обучения в российских высших учебных заведениях. Все ребята, прошедшие отбор, получают возможность обучаться по общеобразовательной квоте, предоставленной иностранным гражданам (в данном случае – белорусам) и соотечественникам, постоянно проживающим за рубежом.

С этой целью в Русском доме в Бресте для всех желающих в свободном доступе на безвозмездной основе работает библиотека, киноконцертный зал, выставочный зал, творческая студия, учебно-методический центр русского языка.

Выставку «Пакт Рериха – Мир через Культуру» открыла главный специалист-эксперт – Пякшева София Юсефовна. В своём кратком сообщении она подчеркнула важность культуры в жизни человека и значимость роли Пакта Рериха в её сохранении.

Утверждая созидательное влияние красоты и культуры прозвучали музыкальные произведения – Баллада В. Новикова на тему Х. Тизола «Караван» и «Balkandance» польского музыканта Я. Войтаровича в исполнении дуэта аккордеонистов, учащихся четвёртого курса Брестского музыкального колледжа имени Г. Ширмы Трофимук Екатерины и Ковальчука Глеба (класс педагога Дмитрия Стрелова).

Во фрагменте документального фильма «Время собирать камни», продемонстрированного присутствующим далее, отмечены основные исторические и философские аспекты Пакта Рериха, важность сохранения и преумножения мирового культурного наследия, разрушительное влияние войн и вооружённых конфликтов. Раскрыт смысл Знамени Мира (Знамени Культуры) – на белом фоне в круге три соединённые амарантовые сферы, как символ вечности и единения. Знак триединства – древнейший символ человечества. Три соединённых сферы – это прошлое, настоящее и будущее; религия, искусство и наука; истина, красота и добро. Свою завершённость древнейший символ получил, когда Н.К. Рерих заключил три сферы в одну, их объединяющую и символизирующую Культуру.

Продолжил встречу сотрудник Отделения МОО «Международный Центр Рерихов» Анатолий Волков. Он рассказал о жизненном пути Н.К. Рериха, о вехах становления идеи Пакта Рериха.

Начиная, Анатолий Волков обратил внимание присутствующих на основу композиционной структуры выставки «Пакт Рериха – Мир через Культу», имеющую три ключевых изображения. В центре триптиха представлена картина Николая Константиновича «Мадонна Орифламма», слева и справа портреты главных идеологов Пакта Рериха – Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов.

Ёмкие слова на центральных экспонатах выставки раскрывают огромную значимость созидательного творчества Н.К. Рериха по сохранению памятников мировой культуры: «Значение Николая Константиновича Рериха для русской и мировой культуры огромно, но до сих пор еще в полном объеме не осмыслено. Личность уникальная: великий художник, оригинальный мыслитель, разносторонний ученый, неустанный путешественник-исследователь и планетарного масштаба общественный деятель, он обладал тем внутренним синтезом, при котором любая область в круге его интересов – будь то живопись, наука, философия, поэзия или публицистика – оказывалась не только связанной с другими, но и находилась с ними во взаимопроникновении, была неотрывна от них».

По энциклопедичности знаний, разносторонности таланта Николая Константиновича Рериха часто сравнивают с титанами эпохи Возрождения. Великий художник (он создал более 7 тысяч полотен), крупный ученый, оригинальный мыслитель, неустанный путешественник и планетарного масштаба общественный деятель. Он был крупным археологом и этнографом, блестящим историком, причем его исторические предвидения нередко имели пророческий характер. Наука и искусство во внутреннем мире Рериха гармонично взаимодействовали, составляли единое целое.

Н.К. Рерих родился в 1874 г. в семье известного петербургского нотариуса. С девятилетнего возраста он участвует в археологических раскопках и берет уроки рисования. После окончания гимназии он поступил, по настоянию отца, на юридический факультет Петербургского университета и, по собственному стремлению, в Академию художеств (класс Архипа Ивановича Куинджи) и параллельно успевал посещать лекции исторического и филологического факультетов.

Дипломной работой Н.К. Рериха в Академии художеств была картина «Гонец». Очень понравилась эта картина Л.Н. Толстому, который сказал молодому Н.К. Рериху: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно иначе снесёт. Так и в области нравственных требований надо рулить выше – жизнь всё снесёт. Пусть Ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывёт».

В 1901 г. Рерих женился на Елене Ивановне Шапошниковой, которая стала его другом, единомышленником и поддержкой на всю жизнь. В 1902 г. в семье Рерихов появился на свет старший сын Юрий, ставший известным востоковедом, а в 1904 г. родился Святослав, ставший крупным художником.

«В 1903 году большое паломничество с Еленой Ивановной по сорока городам, от Казани и до границы литовской. Несказанная красота Ростова Великого, Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Владимира, Спаса на Нерли, Суздаля, всего Подмосковья с несчетными главами и башнями! Седой Изборск, Седно, Печоры и опять несчетные белые храмы, погосты, именья со старинными часовнями и церквями домовыми и богатыми книгохранилищами.

Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения святынь народных…».

Юрий Николаевич Рерих писал, что проблема мира во всем мире, охрана памятников культуры давно привлекала внимание Николая Константиновича Рериха. Еще в 1904 г., под гром орудий русско-японской войны, у него возникла мысль о международном договоре по охране культурных памятников всех стран. Перед лицом небывалых разрушений первой мировой войны, перед разрушением Лувена и Реймса, он обращается к верховному командованию русских армий, призывая к охране культурного достояния. В послевоенный период призрак нового столкновения народов не покидает его, и он снова в 1930 году обращается ко всему миру, к государственным и культурным деятелям всех стран, с призывом неотложно обсудить вопрос охраны культурных памятников.

В 1930 г. Николай Константинович Рерих писал в своем обращении: «Многообразно устремляется человечество к Миру. Каждый в сердце своем сознает, что это созидательное действо выражает Новую Эру. Неуместно создаются суждения предпочтении известному типу пуль или конвенции, определяющие, что ближе мировому единению один или два броненосца с дальнобойными орудиями. Но представим себе даже и такие убийственные рассуждения, как примитивные ступени к тому же самому великому понятию Мира, которое когда-то обуздает воинственные инстинкты человечества духовными радостями созидания. Но факт все же остается, что пушки хотя бы одного из избранных броненосцев могут так же уничтожить величайшее со¬кровище искусства и науки, как целый флот. Мы оплакиваем библиотеку Лувена и незаменимые красоты соборов Реймса и Ипра. Мы помним множество сокровищ частных собраний, погибших во время мировых смятений, но мы не хотим вписывать слова враждебности. Скажем просто – «Разрушено человеческим заблуждением и восстановлено человеческою надеждою». Но все же пагубные заблуждения, в той или иной форме, могут быть повторены, и новые множества памятников человеческих подвигов могут быть разрушены. Против этих заблуждений невежества мы должны принять немедленно меры. Даже в начале своем эти меры охранения дадут многие полезные следствия. Никто не будет отрицать, что флаг Красного Креста оказал неоценимые услуги и напомнил миру о человечности и сострадании. С этой целью проект Международного Договора, охраняющего все сокровища искусства и науки под международно признанным флагом, представлен иностранным правительствам. Этот план предусматривает особый флаг, который будет почитаем как международная нейтральная территория».

В 1928 году французскими юристами доктором Георгием Гавриловичем Шклявером и профессором Альбертом Жоффр де ла Праделем была разработана юридическая форма договора о защите культурных ценностей, названного Пактом Рериха, в соответствии с нормами международного права. В 1929-1930 годах распространением идей Пакта занимались пять комитетов – во Франции, Бельгии, Индии и два в – США.

В сентябре 1931 году в Брюгге созывается Первая Международная конференция Пакта Рериха. Конференция, в работах которой приняли участие как представители правительств, так и деятели общественных и культурных организаций, приняла план действия по распространению идеи Пакта Мира. Было обращено особое внимание на пропаганду идеи Пакта Мира в школах и среди молодежи, а также установлен постоянный контакт с такими международными учреждениями, как Международный комитет по делам искусства и Бюро конференции по ограничению вооружения. Выполняя постановления Первой Международной конференции, Музей имени Н.К.Рериха в Париже и Международный Союз Пакта Рериха в Брюгге активно выступили за принятие Пакта Мира всеми государствами.

30 декабря 1931 г. Верховный судьей штата Нью-Йорк (США) Эрнестом Е.Л. Хаммером была утверждена регистрация организации «Всемирная лига Культуры и Всемирный совет Культуры», которая занималась продвижением идей Пакта. В рамках самого Пакта был утвержден предложенный Н.К. Рерихом отличительный знак, которым предполагалось отмечать защищаемые объекты культуры. Этим знаком было «Знамя Мира» – белое полотнище, на котором изображены три соприкасающихся амарантовых круга, окруженные кольцом Вечности. Николай Константинович говорил о том, что знак Знамени Мира, олицетворяя собой Красный Крест Культуры – «должен развиваться над соборами, музеями, книгохранилищами, университетами и прочими культурными центрами» как символ наступления Нового Мира. Знамя как охранитель истинных – культурных, духовных ценностей человечества призвано «широко напоминать о том, что должно быть свято охранимо как вехи и залог для светлого будущего».

В августе 1932 года была созвана Вторая Международная конференция в Брюгге.

Одновременно с конференцией была организована выставка фотографий памятников, подлежащих охране. На этой выставке, состоявшей из более 6000 фотографий известных архитектурных памятников, приняли участие 22 страны.

На конференции было принято решение: создать в Брюгге специальное учреждение — Фонд имени Рериха для всемерного содействия проведению в жизнь идей Пакта, а также разработан план продвижения Пакта Рериха и обращения к различным государствам с целью признания его в качестве международно-правового документа. По решению конференции были налажены постоянные контакты с Международным комитетом по делам искусств и Бюро конференции по ограничению вооружений.

В ноябре 1933 года состоялась Третья Международная конференция в Вашингтоне, США. Эта конференция была поддержана уже 35 странами, которые рекомендовали подписание пакта правительствам всех народов.

15 апреля 1935 года Пакт Рериха сделался международным документом. В этот день пакт был подписан в Белом доме в присутствии покойного президента Франклина Д. Рузвельта Соединенными Штатами Америки.


В своей речи президент Рузвельт сказал: «Предлагая этот пакт для подписания всеми странами мира, мы стремимся к тому, чтобы всемерное признание сделалось насущным принципом для сохранения современной цивилизации. Этот договор имеет более глубокое духовное значение, чем текст самого документа».

В Индии за пакт охраны культурных памятников высказались премьер- министр Индии Джавахарлал Неру, вице-президент Индии д-р С. Радхакришнан, проф. Чандрасекхара Венката Раман, Маулана Абул Калам Азал, д-р Хумаюн Кабир и многие другие. За Пакт Рериха высказалась Всеиндийская конференция культурного единства в 1946 г. В 1948 году за Пакт высказалось правительство свободной Индии.

В 1950 году Комитет Пакта Рериха направил д-ру Торезу Бодэ, главному директору ЮНЕСКО, копию пакта со всей документацией по истории движения, начиная с 1930 года.

В 1950 г. на основе Пакта Рериха был подписан Заключительный акт межправительственной конференции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта в Гааге, и в том числе Советским Союзом. По инициативе общественных организаций мира в честь подписания Пакта Рериха 15 апреля отмечается Международный день Культуры.

Культура является одним из важнейших устоев эволюции человечества. Эта идея пронизывала все художественное и философское творчество Николая Константиновича Рериха.

Главный девиз Пакта Рериха – Мир через Культуру. В призыве Н.К. Рериха «Мир через Культуру» заложено глубокое понимание миротворчества, которое будет победным только через проявление созидательных основ Культуры. Этот призыв Николая Рериха, впервые прозвучавший в 30-е годы прошлого века сегодня, так же актуален, как и перед началом второй мировой войны, когда Пакт Рериха был предложен к подписанию.

Николай Константинович считал, что важнейшее значение Пакта – просветительное. Он писал: «внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества». «Пакт для защиты культурных сокровищ нужен не только как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества».

Н.К. Рерих выделял пять ступеней развития сознания: сознание дикаря, цивилизованного человека, человека разумного, интеллигентного и культурного. Наиболее высокая ступень – человек культурный – это человек, почитающий свет и несущий этот свет людям.

Л.В. Шапошникова – первый вице-президент МЦР, генеральный директор Музея им. Н.К. Рериха в Москве, академик академии естественных наук и академии космонавтики им. Циолковского, заслуженный деятель искусств РФ говорила: «Если мы поднимем культуру, и в первую очередь нашу духовную культуру, это поможет нам укрепить экономику, сделать нравственной политику и прекратить военные конфликты. Вот в этом и заключается главное значение Пакта Рериха».

В продолжение встречи выступила Тарима Ирина Николаевна –заведующая музеем «Спасённые художественные ценности» в городе Бресте. Она поблагодарила организаторов выставки за приглашение. «Очень отрадно, сообщила Ирина Николаевна, – что мы открываем её сейчас, когда она так необходима. Эта выставка призывает к миру, к миру через культуру, так как без культуры просто не может быть человека. Культура по-настоящему возможна в её сохранении, в её развитии, в её возрождении только в условиях мирной жизни. Мы это прекрасно видим на примере нашей Республики Беларусь, нашего края, Брестчины. Разрушительные войны, которые прошли по нашей земле, уничтожили почти всё. Из бывшего огромного культурного наследия почти ничего не оставалось. Но как много мы возродили за последние десятилетия мирной жизни. Можно назвать самые знаковые памятники архитектуры. Это дворцово-парковый ансамбль Сапегов в Ружанах, где уже несколько лет назад открылось музейная экспозиция, выставочный зал, и многое в планах. Небывалым успехом и популярностью пользуется Косовский дворец, который посещают белорусы, россияне и туристы из многих других государств. Воссозданы практически с нуля на основании описаний в литературе и документов, в которых имелись только фрагменты фундаментов, а также зарисовок акварелей Наполеона Орды усадебный комплекс рода Мицкевичей в Барановичском районе и усадьба Тадеуша Костюшко. Одним из таких памятников является дом самого Наполеон Орды. Его смогли воссоздать, возродить практически из ничего. Сейчас очень интенсивно ведутся работы по реставрации часовни-усыпальницы рода Ожешко в Закозели. Мы думаем о том, что когда-нибудь мы увидим всё-таки родовое гнездо Достоевских. Очень много ещё предстоит сделать, но и сделано уже очень много. Мы в музее знаем, что гости буквально изо всех стран восхищаются тем, как много сделано в Беларуси. Говоря о том, что необходимо сохранение культуры, говоря о великих творениях человеческого гения, мы не можем не думать о самих творцах этого искусства, этой культуры, и о тех, для кого эти творения предназначены. Здесь вспоминаются слова французского эссеиста Антуана де Сент-Экзюпери, который говорил о том, что в каждом человеке живёт Моцарт или, по крайней мере, способность откликнуться на творения Моцарта, на великие творения искусства, быть сотворцом. И так, как садовник лелеет розу, так и человечество должно лелеять каждого человека, «Моцарта» в нём, дать ему раскрыться и не убивать. И поэтому ещё раз огромное спасибо организаторам этой выставки, спасибо за приглашение. Я думаю, что она будет иметь успех».

Торжественно прозвучали слова Нестерчука Леонида Михайловича – кандидата исторических наук, председателя областного общественно-культурного объединения «Фонд Тадеуша Костюшко», автора ряда книг по историческому наследию и многих публикаций в республиканской и местной печати по проблемам истории края. Леонид Михайлович сообщил, что с творческим и духовным наследием Николая Рериха познакомился, когда учился в Международной академии дворцово-паркового искусства в 1995 году. Там читали лекции профессора и академики из Голландии, из Италии. Это были праправнуки и правнуки выдающихся архитекторов В. Маркони, Д. Бернардони, Ф. Растрелли. «Мы с содроганием и упоением души слушали эти лекции. – вспомнил Леонид Михайлович. – Имя Рерихов звучало на лекциях повсеместно. Николай Константинович Рерих поднял в глобальном масштабе проблему охраны всемирного историко-культурного наследия. На одной из лекций я спросил итальянского профессора: «А всё же, кто первым заговорил о сохранении памятников культуры?» Оказалось, что это был римский император Эмилиан в III веке н.э., который создал эдикт о сохранении замков, храмов. Но его тогда никто не послушал. А Николай Константинович, собрав всё мужество своей души и любовь ко всему мировому культурному наследию, поднял эту проблему и создал Пакт. Много позже после Пакта были разработаны различные охранные документы. Но несмотря на это даже сейчас не удаётся сохранить мир от войн, революций, религиозного фанатизма. Всё равно происходят разрушения и уничтожения шедевров культуры, рукописей в угоду идеологическим и политическим доктринам. В Беларуси пролито много человеческой крови и уничтожено огромное количество памятников культуры. В определённый исторический период в восточной Беларуси не оставалось ни православных, ни католических храмов, ни синагог, ни мечетей. Поэтому голос Н. Рериха будет звучать очень долго и сегодня очень актуален. Время Рериха – вечно».

В завершении мероприятия в торжественной обстановке Российскому центру науки и культуры были подарены брошюра «Музей, который нужен миру», изданная Европейской Ассоциацией поддержки Международного Центра-музея имени Н.К. Рериха, брошюра «Мир через Культуру» и сборник очерков «Н.К. Рерих и духовно-историческое наследие России», а также за оказанную помощь в организации и оформлении выставки были переданы благодарственные письма руководителю Российского центра науки и культуры в городе Бресте – Семенченко Юлии Евгеньевне, и главному специалисту-эксперту Российского центра науки и культуры в городе Бресте – Пякшевой Софии Юсефовне, после чего все желающие сфотографировались на фоне Знамени Мира.

Информация на сайте Русского дома в Бресте - https://www.facebook.com/hashtag/международныйцентррерихов

Видео-презентация открытия выставки на youtube.канале - https://www.youtube.com/watch?v=ozs3fnMj8cI,

https://www.youtube.com/watch?v=p84WY7lv2Cw