10.05.2022 09:20

День Белого Лотоса в Бресте

ДЕНЬ БЕЛОГО ЛОТОСА В БРЕСТЕ


Не забудем принести признательность

тем, кто жизнью своей запечатлел Знание…

8 мая день ухода с земного плана основательницы теософского движения Елены Петровны Блаватской. Этот день отмечается во всем мире как День Белого Лотоса.

Елена Петровна Блаватская – философ, одна из основоположниц нового космического мышления, писательница и путешественница, уникальная по силе духа женщина, женщина-легенда, родилась в 1831 году в Екатеринославле. С 17 лет она много путешествовала и позже написала рассказы о своих путешествиях, известные в русской прессе под заглавиями «Из пещер и дебрей Индостана» и «Загадочные племена Голубых гор». Елена Петровна была по натуре воином, бесстрашно преодолевавшим многочисленные препятствия, возникавшие на жизненном пути. В 1875 г. ею было основано Теософическое общество, ставившее своими задачами всемирное братство людей, без различия вероисповедания, происхождения и общественного положения; взаимную нравственную и материальную поддержку; изучение восточных языков и литератур, которое приближает к научно-религиозному синтезу, выработанному в величайшей колыбели мудрости – в недрах древнего и таинственного Востока; изучение психических сил человека, которое должно расширить сознание человечества, открыть ему возможность новых восприятий.

В 1877 г. ею была написана «Разоблаченная Изида», показавшая, насколько далеко сознание западного человека от Истины. А в 1888 г. была написана «Тайная Доктрина», созданная Еленой Петровной в сотрудничестве с Учителями Мудрости, и которая по сей день направляет людей к свету Истины. Наша великая соотечественница разработала основы нового космического мироощущения, которое раскрывает закономерности эволюционного развития человека и человечества и характеризует Мироздание как грандиозную одухотворенную систему.

8 мая этого года в День Белого Лотоса в выставочном зале культурно-просветительского общественного объединения «Маяк» в городе Бресте прошло торжественное мероприятие, посвящённое памяти Елены Петровны Блаватской.

Организаторами мероприятия выступили сотрудники Белорусского отделения Международной общественной организации Международный Центр Рерихов и Культурно-просветительского общественного объединения «Маяк».

Торжественное мероприятие было открыто выступлением студентов Брестского музыкального колледжа имени Г. Ширмы. Прозвучали музыкальные произведения: «Прелюдия и фуга As dur» И.С. Баха в исполнении Кирилла Чайковского (аккордеон); «Сицилиана» И.С. Баха и «Balkandance» Я. Войтаровича в исполнении дуэта исполнителей – Трофимук Екатерины (баян) и Кивачука Глеба (аккордеон).


Мероприятие продолжилось слайд программой о жизненном и творческом пути Елены Петровны Блаватской в исполнении Анатолия Волкова, Натальи Неровновой и Виктора Молоша (https://disk.yandex.by/i/I0tcZm9qEW6Mcw).

В продолжении сотрудники Культурно-просветительского общественного объединения «Маяк» Валентина Пейганович и Галина Миронова познакомили присутствующих со статьей Татьяны Олеговны Книжник «Огненная Посланница Белого Братства. Е.И. и H.K. Рерихи о Е.П. Блаватской».

Говоря о формировании мировоззрения Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов, крупнейших русских философов и подвижников, сыгравших выдающуюся роль в формировании нового космического мироощущения на нашей планете, невозможно не упомянуть одну из самых выдающихся личностей XIX столетия, чья жизнь и труды оказали огромное влияние на современную мировую мысль, — Елену Петровну Блаватскую. Основанное ею в 1875 году в США Теософическое общество [1], целями которого были провозглашены сравнительное изучение религий, науки и философии, а также исследование неизвестных законов природы и скрытых внутренних сил человека, стало одним из главных каналов ознакомления Запада с эзотерической философией Востока. Многие положения этой философии явились настоящим откровением для людей, чье мировоззрение складывалось в атмосфере прочно укоренившихся догм христианской теологии, с одной стороны, и не менее догматической науки того времени, страстно увлеченной материалистическими теориями. Но, пожалуй, самой настоящей вспышкой молнии на сумеречном небе западного сознания стала принесенная Блаватской весть о существовании Братства Махатм – Хранителей этих древних учений, выдающихся в духовном отношении людей, обладающих таинственными силами и глубочайшим знанием тайн Вселенной. Эти Высокие Сущности стоят выше нас на лестнице космической эволюции и приносят на Землю те знания, которые человечество в состоянии воспринять на данный момент. Тем самым закладываются энергетические основы развития нового сознания и подготавливается переход планеты на новый, более высокий эволюционный виток. Возможность непосредственного сознательного общения, а тем более сотрудничества с этими Высокими Сущностями под силу далеко не каждому. Лишь самые достойные и самоотверженные представители человечества, обладающие большой нравственной чистотой, могут обрести Их помощь и покровительство на нелегких путях познания и самосовершенствования, чтобы, в свою очередь, нести людям свет Истины.

Возможно, что мастерски написанная книга Блаватской «Из пещер и дебрей Индостана», рассказывающая о богатейшей природе, уникальных исторических памятниках и разнообразных верованиях и обычаях народов, населяющих Индию, стала для Елены Рерих той самой «первой книгой», с которой начался ее подход к сокровенному знанию Востока. По собственному признанию Блаватской, один из главных героев повествования – такур Гулаб Лалл-Сингх, человек необычный во многих отношениях и обладавший глубокими познаниями, – имел вполне реального прототипа – ее Учителя Махатму М.

Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи видели в теософах потенциальных сотрудников и единомышленников. Живя в Лондоне, они налаживают связи с Теософическим обществом. Сохранились удостоверения о членстве в обществе на имя Николая Константиновича и Елены Ивановны от 6 июля 1920 г., подписанные руководителями Лондонской ложи Анни Безант [2] и Гарольдом Бейли Уивером [3].

В разные годы Николаем Рерихом было создано несколько вариантов картины «Вестник», написанной специально по Указанию Учителя, чтобы почтить память Е.П. Блаватской. Один из них был подарен в январе 1925 г. Теософическому обществу в Адьяре (Индия) для будущего музея имени Е.П. Блаватской.

Тогда же, в 1925 году, вышел перевод с английского избранных фрагментов большого тома «Писем Махатм к А.П. Синнетту» под названием «Чаша Востока», сделанный Еленой Ивановной и изданный под псевдонимом Искандер Ханум. В конце 1931 года по Указанию Учителя Елена Ивановна приступила к переводу главного труда Е.П. Блаватской – «Тайной Доктрины». «...Первый том был закончен к марту 32-го года, – пишет Елена Ивановна одному из своих корреспондентов. <…> Второй том был начат в конце 32 г. и окончен в 33-м». Труд этот был выпущен в 1937 году в Риге при содействии членов Латвийского общества Рериха.

Елена Ивановна всегда относилась к Блаватской с огромным уважением, называла ее «огненной посланницей Белого Братства», «нашей национальной гордостью», «мученицей за Свет и Истину» и мечтала о том времени, когда в России воздадут должное ей почитание.

Виктор Молош и Николай Зубко познакомили присутствующих с выдержками из писем Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, посвящённые Блаватской. Приведём некоторые из них.

6 мая 1934 г.

… Как сказано Великим Учителем: «Одна Блаватская знала», и наша задача в будущем будет поставить на должную высоту почитание этой великой женщины-мученицы. Если бы Вы знали всю литературу о Блав[атской] и все поступки и предательства её ближайших сотрудников, Вы ужаснулись бы бездне человеческой неблагодарности, мерзости и невежества; конечно, именно из последнего вытекают все гнусности.

11 августа 1934 г.

… Вы спрашиваете: почему многие светлые начинания не получают должного развития? Отве[чу]: ибо Иерархическая Цепь была нарушена. Почему не развивается Центр в Калифорнии? Потому что Основатели не получили должного почитания. Закон Иерархии непреложен, ибо он закон Космический. Никто не может перескочить через Звено, установленное Космическим законом. Пусть слепцы временно одурачивают себя, но горько будет пробуждение их. (Так, все, стремившиеся обойти и перескочить через Е.П. Блават[скую], теперь скромно бродят в Тонком Мире среди теософических групп, тщетно ожидая призыва от Вел[иких] Учителей, но сама Е.П. Бл[аватская] в новом молодом физическом теле уже десять лет как присоединилась к Общине Великих Учителей. Благо тем, кто были ей верны, ибо она столько может помочь им! Но число таких меньше меньшего. Потому будем чтить каждого приносящего нам Свет Учения.

8 сентября 1934 г.

Также должна сказать Вам, что очень огорчили меня Ваши строки о Е[лене] П[етровне] Бл[аватской]. Не Ваше сердце написало их. Я уловила в них отзвук недостойных мнений наших русских теософов. Именно Е[лена] П[етровна] Бл[аватская] была Огненной Посланницей Б[елого] Бр[атства]. Именно она была Носительницей доверенного ей Знания. Именно из всех теософов лишь Е[лена] П[етровна] Бл[аватская] имела счастье получить Учение непосредственно от Вел[иких] Учителей в одном из Их Ашрамов в Тибете. Именно она была Великим Духом, принявшим на себя тяжкое Поручение – дать сдвиг сознанию человечества, запутавшегося в мёртвых тенётах догм и устремлявшегося в тупик атеизма. Именно только через Е[лену] П[етровну] Бл[аватскую] можно было приблизиться к Б[елому] Бр[атству], ибо она была Звеном в Иерархической Цепи. Но некоторые из окружавших её настолько были ниже этого огненного духа и сердца, что в великом самомнении и самообольщении своём полагали достичь Высот, пренебрегая её началом, и в зависти своей осуждали, клеветали и поносили её, всё им давшую, всё им открывшую. <…> Е[лена] П[етровна] Бл[аватская] была великой мученицей в полном значении этого слова. Зависть, клевета и преследования невежества убили её, и труд её остался незаконченным. Последний, заключительный том «Т[айной] Доктрины» не состоялся. Так люди лишают себя самого Высшего. Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей великой соотечественницы и знаю, что I в будущей России имя её будет поставлено на должную высоту почитания. Е[лена] П[етровна] Бл[аватская], истинно, наша национальная гордость. Великая Мученица за Свет и Истину. Вечная Слава ей!

В продолжении торжественного мероприятия Татьяна Захарова (магистр культурологии Белорусского государственного университета культуры и искусств, Республика Беларусь, г. Минск) предложила вниманию присутствующих краткий экскурс статьи Е.П. Блаватской «Проблема происхождения зла».

Статься была написана в ответ на распространение «Философии освобождения» немецкого поэта и философа Майнлендера. По мнению Теодора Лессинга, Майнлендер излагает, «возможно, самую радикальную систему пессимизма, которая только существует в философской литературе». Философ провозглашает, что в человеческом существовании нет ценности и что «осознание того, что небытие лучше, чем бытие, является высшим принципом всей морали». Для восточного философа существует только одна реальная жизнь – блаженство нирваны, качественно отличающееся от всех имеющихся в проявленной Вселенной уровней сознания; пессимист же называет «нирвану» суеверием и отождествляет с «прекращением жизни», ибо жизнь для него начинается и заканчивается на земле.

Е.П. Блаватская приходит к заключению, что восточный философский пантеизм совершенно непохож на европейский современный пессимизм. Если первый базируется на ясном понимании тайн бытия, то второй является по сути дела ещё одной толикой зла, добавленной нездоровой фантазией к уже существующему немалому запасу социальных зол. Строго говоря, это даже не философия, но просто систематизированная клевета на жизнь и бытие в целом. Так что никаких параллелей между этими двумя системами мышления нет и быть не может.

Разумность осознанного существования может быть доказана только на основе изначальной – ныне эзотерической – философии. А согласно последней, «нет ни смерти, ни жизни, ибо и то, и другое – иллюзия; единственная реальность – это бытие (или существование)».

В завершении торжественного мероприятия присутствующим был показан документальный фильм «Елена Блаватская. Возвращение…», созданный в 2015 году по заказу Днепропетровской областной государственной администрации при помощи Днепропетровского национального музея им. Д.И. Яворницкого.