27.03.2022 13:55

Выставка «Пакт Рериха – Мир через Культуру» в Любанском музее народной славы Минской области

Выставку организовали Отделение Международного Центра Рерихов в РБ, совместно с Любанским музеем народной славы.

Любань — это небольшой город, расположенный на реке Оресса, в южной части Минской области Республики Беларусь, на северной границе белорусского Полесья.

История города, окруженного густыми лесами, своими корнями уходит к XVI веку. В те далёкие времена данная территория находилась во владении князей Олельковичей. Некоторое время поселением владели мещане Тышкевичи. В скором времени город перешел во владение Радзивиллов, которые получили земли по праву наследства. Магнаты возвели здесь крупные стекольные мануфактуры, которые на протяжении более чем 200 лет обеспечивали Беларусь своей продукцией. В 1793 году Любань стала принадлежать Российской империи.

Сегодня в городе можно посетить Музей народной славы, в котором представлена богатейшая коллекция по археологии, нумизматике и бонистике, а также работает детская школа искусств, которая, идя на встречу музею народной славы, который не имеет свободных площадей, радушно приняла нашу выставку.


Перед открытием выставки педагоги школы искусств из г.п.Уречье Любанского района Лариса Папко и Анна Орловская создали празднично-торжественную атмосферу, исполнив произведения Любови Дорошенко "Совершенный", Екатерины Лихачёвой "Если душа сложила крылья" и "Покой" из репертуара группы Hillsong.

Открыла выставку директор музея народной славы Синяк Наталья Николаевна. Она рассказала о том, что музей уже ранее имел возможность принимать и демонстрировать выставки работ Николая Рериха и теперь музей снова рад представить такой прекрасный миротворческий проект выдающегося русского художника, учёного, деятеля культуры и общественного деятеля, особенно актуальный в настоящее неспокойное время. На открытии выставки присутствовали ученики и педагоги детской школы искусств, работники музея, а также начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодёжи Любанского районного исполнительного комитета Алексеева Татьяна Николаевна.

Далее Наталья Николаевна представила организатора выставки – Отделение Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» в Республике Беларусь и передала слово Председателю Отделения Шестирекову Георгию Васильевичу.

Георгий Васильевич, совместно с членом Отделения Шестирековой Людмилой Михайловной провели экскурсию по выставке.

Из их рассказа присутствующие узнали о том, что имена всех четверых членов этой выдающейся русской семьи – Николая Константиновича, Елены Ивановны, Юрия Николаевича и Святослава Николаевича, золотыми буквами вписаны в летопись мировой и отечественной культуры. Каждый из них оставил свой неповторимый след в культурном пространстве планеты. Необычайная гармония этой великой семьи, представлявшей собой духовное и творческое Единство, где каждый был незаменим, уникален и высокоодарен, поражает и восхищает. Все четверо работали над реализацией одной важной и главной задачи – изменения сознания земного человечества, необходимое для осознания Культуры, как главного устоя цивилизации, как единственного фундамента, на котором только и должно строиться всё Здание земной цивилизации. Никакая другая основа не может удержать это громадное, живое Здание. И одним из таких действий всей семьи, которое Генеральный директор Международного Центра-Музея им. Н.К.Рериха – академик РАЕН и РАКЦ им. Э.Циолковского, заслуженный деятель искусств РФ Людмила Васильевна Шапошникова называет эволюционным, является создание Международного договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, известного, как Пакт Рериха. Этому Договору и посвящена данная выставка Международного Центра Рерихов.

Пакт Рериха соединял в себе метаисторический и исторический процессы, направленные на сохранение и укрепление культуры нашей планеты. Идея подобного пакта была предложена Н.К.Рерихом еще до Первой мировой войны. Необходимость такого пакта Николай Константинович интуитивно ощущал еще до того, как он стал его планетарной миссией.

«В 1903 году большое паломничество с Еленой Ивановной по сорока городам, от Казани и до границы литовской. Несказанная красота Ростова Великого, Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Владимира, Спаса на Нерли, Суздаля, всего Подмосковья с несчетными главами и башнями! Седой Изборск, Седно, Печоры и опять несчетные белые храмы, погосты, именья со старинными часовнями и церквями домовыми и богатыми книгохранилищами.

Какое сокровище! Ужасно подумать, что, может быть, большей части его уже не существует, пишет Н.К.Рерих в своих путевых дневниках.

Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения святынь народных…».

Побывал Николай Константинович, как он пишет, на границе литовской в городе Ковно (ныне Каунас) и в г. Гродно. Он был очарован Коложской церковью. «Но вот стоит Коложская церковь около Гродно... Остались от нее не бесформенные остовы стен без всяких ближайших сведений; в ней еще виден склад украшателя, и о ней мы знаем — она была устроена с особенным великолепием, и следы его еще обозначались в XVIII столетии, как говорит Игнатий Кульчинский в своем инвентарном описании Коложи 1738 года. Кроме изразцовых настенных украшений, еще сохранившихся, мы знаем о фресках, об остатках богатого иконостаса; знаем об оконных свинцовых переплетах; знаем о покрытии крыши и купола цветною, глазурованною черепицею. Своды храма уничтожены только при осаде Гродно Карлом Двенадцатым. Все это еще так свежо и в то же время уже неосязаемо, невосстановимо...

Если Коложской церкви суждено “поддержание”, то в каких формах выразится оно?» - пишет Николай Константинович (По старине. Записные листы художника. ХХIХ). Даже из этого небольшого отрывка записных листов видно, сколь обширны его познания в истории, археологии, искусстве.

По возвращении из путешествия Рерих выступил в Императорском Русском Археологическом обществе с докладом о плачевном состоянии исторических памятников и о необходимости принятия срочных мер по их охране. В этом же году Н.К. Рерих обращается к верховному командованию русской армии, правительствам США и Франции с идеей заключения международного соглашения об охране культурных ценностей во время вооруженных конфликтов. Создает плакат «Враг рода человеческого», в котором осуждает варварское разрушение памятников культуры. Пишет картину «Зарево», выражая протест против Первой мировой войны.

В 1920-е годы усилиями русского художника и его единомышленников был создан Международный союз для подготовки и осуществления Пакта – международного документа о защите культурных ценностей. В 1929 году по окончании экспедиции Н.К.Рерих подготавливает и публикует на нескольких языках проект Пакта о защите культурных ценностей.

Комитеты Пакта и Знамени Мира для продвижения идей Пакта создаются Нью-Йорке, Париже и Брюгге. Во многих странах создаются общества в его поддержку. Ромен Роллан и Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор и Томас Манн, Альберт Эйнштейн, Герберт Уэллс и многие другие известные деятели культуры поддержали идею Н.К.Рериха. Проект Пакта получил всемирное признание.

В 1931 году в городе Брюгге состоялась Первая международная конференция, посвященная Пакту Рериха, на которой был разработан план пропаганды идей Пакта.

Рерих предлагает отличительный флаг для идентификации объектов охраны, представляющий собой белое полотнище с красной окружностью и вписанными в нее тремя красными кругами, получивший всемирную известность как Знамя Мира. В 1932-1933 годах Рерих пишет такие картины, как «Мадонна Орифламма», «София Премудрость», «Мадонна Защитница», где изображает Знамя Мира.

Таким образом, в начале 30-х годов прошлого века за несколько лет до Второй мировой войны возникло движение, которое увенчалось Пактом, получившим название Пакт Рериха. Это был юридический документ, целью которого было защитить культурное наследие планеты и в мирное время, и во время войны. Пакт был поддержан рядом государств Америки и президентом США Франклином Рузвельтом. К сожалению, Пакт не был подписан Советским Союзом. И этому были свои причины.

В это же время Н.К.Рерих начинает писать свою пророческую довоенную серию. В 1931 году он пишет «Цветы Тимура». Мы видим горный пейзаж, башню, на которой горит сигнальный огонь, предупреждающий о военной опасности, и всадника в военных доспехах, седлающего коня. Все ясно на этой картине. И хотя она относится к совсем другому времени, тем не менее, она символически напоминает нашим современникам о грозящей опасности.

Картина, следующая за ней, «Армагеддон», была написана Рерихом в 1936 г. и изображенное на ней прямо свидетельствует о грядущих событиях. Горящий старинный город и уходящие из него люди. Все то, что потом произойдет в Европе, будет выглядеть так же: разбомбленные горящие города и вереницы беженцев, уходящих в никуда. Это были картины-предупреждения. Но на них никто не обратил внимания. Надвигалась мировая война, но в это никто не верил.

Страшная трагедия Второй мировой войны, во время которой были уничтожены миллионы людей и разрушены памятники культуры в России и Беларуси, Германии, Франции, Польше, Румынии, Венгрии и других странах Европы, подтвердила, насколько необходим был Пакт Рериха.

В 1950 году комитет Пакта Рериха в Нью-Йорке направил всю документацию по Пакту главному директору ЮНЕСКО доктору Торезу Бодэ. 14 мая 1954 года конференция ООН и ЮНЕСКО в Гааге приняла международную «Конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». В основу Заключительного акта конвенции лег Пакт Рериха, подписанный в Вашингтоне в 1935 году.

Сегодня, в ХХI веке, проблема безвозвратной утраты ценностей культуры не стала менее острой. Вооруженные столкновения и локальные военные конфликты, гибель бесценных сокровищ искусства и их творцов сделали до боли очевидной необходимость предотвратить новые трагедии, научиться разрешать межнациональные, классовые, религиозные конфликты бескровными способами. Идеи Пакта Рериха, утверждающие безусловную защиту исторических памятников, музеев, научных, художественных, образовательных и культурных учреждений и их сотрудников в мирное и военное время, приобретают сегодня особую актуальность. «Не устанем твердить, – писал Н.К.Рерих, – что, кроме государственного признания, нужно деятельное участие общественности. Культурные ценности украшают и возвышают жизнь от мала до велика. И потому деятельная забота о них должна быть проявлена всеми».

Беларусь прошла долгий и сложный путь исторического развития. В мире найдется мало стран, переживших больше потрясений, чем белорусская земля. Она страдала от бесконечных гражданских и военных конфликтов. Особо тяжкий урон был нанесен в 20 веке. Первая мировая война, революция, вторая мировая война оставили глубокие раны на культурном теле страны. Во время ожесточенных боев были разрушены многочисленные культурные памятники. Что уцелело во время войн, было уничтожено в мирное время, когда были стерты с лица земли сотни шедевров белорусской культуры.

А ведь в средние века Беларусь называли «страной замков». Постоянная военная угроза формировала архитектурный облик этих сооружений. Но, к сожалению, до наших дней сохранились лишь единицы. И сегодня только два замка — Мирский и Несвижский, дают возможность увидеть воочию средневековые цитадели.

Два новых баннера на выставке, на которые обратили внимание экскурсоводы, подтверждают тот факт, что сегодня сохранение историко-культурных ценностей стало одним из приоритетных направлений государственной политики Республики Беларусь и предпосылкой ее устойчивого развития. В последние десятилетия в стране восстанавливают храмы и строят новые, реставрируются замки и дворцы, памятники гражданской архитектуры. На баннерах представлены фото 4-х замков и 4-х храмов Беларуси, разрушенных в своё время человеческим заблуждением и восстановленных сегодня человеческой надеждой.

Подводя итоги сказанного, было приведено высказывание Л.В.Шапошниковой, где она говорит: «Если мы поднимем Культуру и, в первую очередь, нашу духовную Культуру, это поможет нам укрепить экономику, сделать нравственной политику и прекратить военные конфликты. Вот в этом и заключается главное значение Пакта Рериха».

В заключение слово взяла Начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодёжи Алексеева Татьяна Николаевна. В своём выступлении она горячо поблагодарила Отделение за предоставленную возможность прикоснуться к творчеству Николая Константиновича Рериха – великого русского Водителя Культуры, создавшего этот Договор, который не только не потерял со временем своей актуальности, но наоборот, актуальность которого со временем только растёт и этому свидетельством являются сегодняшние события мире вообще и в Украине в частности. Культура и ещё раз культура, не уставала повторять Татьяна Николаевна, сегодня особо востребована.

После завершения экскурсии Георгий Васильевич, от имени Отделения Международного Центра Рерихов, вручил Благодарственные письма за сотрудничество в деле организации данной выставки Заместителю Председателя Любанского районного исполнительного комитета Домашевич Тамаре Николаевне и начальнику отдела идеологической работы, культуры и по делам молодёжи Любанского Райисполкома Алексеевой Татьяне Николаевне, а также благодарственные письма и Буклеты «Музей, который нужен миру» – директору Любанского музея народной славы Синяк Наталье Николаевне и директору Детской школы искусств Кубец Марине Иосифовне.

Материал подготовили Г.В.Шестиреков и Л.М.Шестирекова.