13 декабря этого года исполнилось 74 года со дня ухода с земного плана великого подвижника, человека, горячо любившего свою Родину и русский народ, Николая Константиновича Рериха, вошедшего в мировую историю, как замечательный художник, историк, археолог и этнограф, поэт, писатель, художественный критик, путешественник, общественный деятель. «Водителем культуры» называла его Елена Ивановна Рерих – жена и спутница его жизни, «вдохновительница», «другиня». Через всю жизнь прошли они вместе, свершая служение культуре и красоте ради Высшего светлого будущего человечества. Мастер-Институт Объединенных Искусств в Нью-Йорке (1921), объединение художников «Соr Ardens» («Пылающие сердца») в Чикаго (1921), Международный культурный центр «Corona Mundi» («Венец Мира») в Чикаго (1922), Музей Николая Рериха в Нью-Йорке (1923), экспедиция по труднодоступным районам Центральной Азии (1924-1928), Гималайский Институт научных исследований «Урусвати» (1928), «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» – Пакт Рериха (1935), экспедиция в районы Внутренней Монголии, Маньчжурии и Китая (1934-1935), тысячи картин, литературных очерков и статей – это лишь наиболее зримые из тех великих свершений, которые воплотили в жизни Николай Константинович и Елена Ивановна.
В этом году торжественный вечер, посвящённый памяти Николая Кон-стантиновича Рериха, в городе Бресте прошёл 13 декабря в онлайн режиме. Он начался просмотром литературно-музыкальной слайдовой программы «Памяти Николая Константиновича Рериха», выполненной сотрудниками Отделения Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» в Республике Беларусь Анатолием Волковым, Натальей Неровновой и Виктором Молошем. В программе звучали фрагменты очерков Николая Константиновича и Елены Ивановны. Краткие, но ёмкие по содержанию, глубокие по философскому смыслу, прекрасные по изложению эти фрагменты напоминают об истинном назначении жизни человека, его служении красоте и культуре, словно являя собой жемчужины изысканного ожерелья философской мысли. (Посмотреть литературно-музыкальную слайдовую программу можно по ссылке: https://disk.yandex.by/i/l2MR4oDAyg_FbQ)
В продолжении Анатолий Волков зачитал записи Бориса Николаевича Абрамова, взятые из Граней Агни-Йоги, о значимой роли в жизни каждого человека памятных Дней. Приведём здесь эти торжественные строки.
«День памятный отметим. Если бы не было дней памятных, люди бы предали забвению лучшие имена и погрузилось бы во мрак их сознание. Как вершина гор, из тумана низин возвышающаяся, соединяют они Небо с Землей. Убрать эти чистые вершины, и все будет скрыто в тумане низших плотных слоев. Все в нем потонет, и туман общечеловеческого непонимания окутает планету. Нужны Дни памятные. Они как озон очищающий, они соединяют низшее с Высшим. Среди шума и сутолоки жизни вносят они струю Свежую животворящую, поднимающую сознание и заставляющую опущенные к земле головы обратиться кверху. Нужно памятование о тех, кто подвигом своим запечатлел слова Заветов. Свет на Земле, в подвижниках духа воплощенный, нуждается в признании его людьми. Иначе, для чего подвиг, если нет тех, чьи сердца он зажигает огнями своими. Нужны свидетели принесенного Света, и дальние и близкие, дабы узнали люди о силе ради них возжигаемого огня. Памятование о носителях Света нужно, дабы Свет на Земле не иссяк, и дни памятные Свет их, людям принесенный, в сердцах человеческих утверждают. В эти дни объединяются люди в одном устремлении к духовному светочу, чтимому ими. В Свете его объединяются и со Светом его соединяют себя и между собою протягивают нити Света. Так вспыхивает планетная сеть Света высшими огнями по линии согласных сердец. И тот чье имя памятованием утверждается, шлет лучи в сознания, обратившиеся к нему. Происходит усиление Света взаимное. И сердце памятливое Светом Иерарха посильно себя укрепляет. Коротка память человеческая, но памятные дни помогают пронести имена лучших не только через столетия, но даже и тысячелетия. Дни эти можно чтить сознательно, устанавливая контакт с Обликом Светоносным, памятование которого блюдется. Не предадим забвению лучшее, что было на Земле, но усилим его Свет обращением сердец своих к Свету в дни памятные, в дни незабываемые, в дни вящего на Земле утверждения Света».
О роли синтеза в жизни и творчестве Николая Константиновича Рериха рассказала Татьяна Захарова. «Синтез следует понять, как прибор лаборатории жизни. Запомним это определение. Ум, вступивший в степень синтеза, делается продуктивным, моральным, обобщающим, нераздражи-тельным, умеющим терпеливо являть сотрудничество Иерархии. Как объяснить преимущество синтеза тому, кто не думает о Вечности и ограждается тупостью от всех зовов?...» – сказано в Учении Живой Этики (Иерархия, §326).
Творчество Н.К. Рериха, прежде всего, дает представление о высокоразвитом образном мышлении мастера: уметь мыслить образами, развить образное мышление – одна из прекрасных ступеней синтеза. Мыслеобраз может быть запечатлен в музыке, на холсте, в стихах и т.д. Если с позиции энергетического мировоззрения рассмотреть одно из определений Культуры, как почитание Света, которое синтезировал Н.К. Рерих, то мы увидим на практике, что красивые мысли – это тонкоматериальные высоковибрационные структуры, а определённая подобным образом Культура – это живая субстанция, которая, насыщая пространство высокой энергетикой, оставляет в нём свой благотворный след. Учение Живой Этики говорит о том, что синтез духовности самый редкий дар. Именно он зажигает свет мира и только утончённое чувство Красоты дает синтез. Сейчас время настаивает на синтезе действия, а невежество не лечится перелистыванием книг, но лишь – синтезом вмещения.
В очерке «Синтез» Н.К. Рерих говорит о качестве синтеза необходимого для сотрудничества: «Синтез самый вмещающий, самый доброжелательный может создавать то благотворное сотрудничество, в котором все человечество так нуждается сейчас. От высших представителей духовного мира до низшего материалиста-торговца – все согласятся на том, что без синтетического сотрудничества никакое дело не может быть построено. В Культуре целых государств мы видим, что там, где был понят и допущен широкий синтез, там и творчество стран шло и плодотворно, и прекрасно. Никакое обособление, никакой шовинизм не даст того прогресса, который создает светлая улыбка синтеза». Обращаясь к синтезу в жизни человека, Н.К. Рерих пишет: «Особая красота в том, что синтез связан с сердцем. Еще не очень-то подробно изучена сердечная деятельность. Не мозг, но именно сердце отзвучит на все космические явления. И это радио в сущности своей и мощнее и утончённее, нежели грубая механика восприемников радиоволн.
Пространство может быть переполнено до отказа, и сердце может затрепетать смертельно. Тогда придет на помощь синтез. Что-то отодвинет. Что-то выявит. Словно заботливый врач, восстает целесообразность. И утишается противоречие. Сделается так, как нужно».
Используя определение, данное Николаем Константиновичем, можно назвать творчество Н.К. Рериха «синтезом действенного блага».
«Содружество – какое милое и сердечное слово. В нем есть и от взаимопонимания, и от взаимоуважения, и от сотрудничества. Значит, именно в нем, в слове – содружество – заключается самонужнейшее. Не может жить содружество, если люди, сошедшиеся в нем, не знают, что такое взаимная помощь, не понимают, что есть самоусовершенствование», – этими словами начинается очерк Н. К. Рериха «Содружество», прочитанный Николаем Зубко. В нём Николай Константинович освещает истинный смысл и назначение самоусовершенствования. Он отмечает, что самоусовершенствование человека происходит не для самого себя, но для служения человечеству, в котором содружники выплачивают свой долг всему сущему, и, несомненно, сознательный содружник, ведет и поддерживает всех близких ему. Взаимоотношения содружников не формальны, но сердечны и основаны на взаимопомощи и кооперации.
Николай Константинович считал, что в своей основе содружества являются созидательными и могут расти силою сердца, и что чрезвычайно важно, они не зависят от численности, но жизненны и укреплены сердечным приказом и желанием творить вместе вольно, свободно, благожелательно.
Опираясь на материалы статьи Богданы Соколовой «Николай Рерих о Великой Отечественной войне» Валентина Пейганович познакомила участни-ков вечера Памяти с творчеством Николая Константиновича в годы войны. В те тяжёлые дни он создавал не только картины, но писал много очерков – ёмких, чеканных, стремительных, как полёт светлой мысли. Центральное место в них занимали культура и красота, героизм и подвиг, знание и любовь.
В военные годы Николай Константинович трудился в Гималаях, но в мысли он пребывал на полях сражений, помогал Родине в тяжелой борьбе и поддерживал в испытаниях, которые выпали на её долю. «Всей душой, огненным напряжением сердца он ощущал страдания русского народа, записывая в дневнике: «Быть бы с ними!» – и посылал из Гималаев сердечный привет».
В эти годы Николай Константинович пишет ряд символических очерков и статей, в которых напитывает пространство прекрасными вибрирующими понятиями подвига и героизма русского народа.
Предчувствуя надвигающуюся беду, 24 июня 1936 года Рерих пишет статью «Оборона», в которой показывает любовь к Родине как исток светлого устремления к подвигу. Призыв к подвигу, словно набат, звучит в статьях «В грозе и молнии» (1941), «Голод» (1941), «Подвиг» (1942), «Крылья победы» (1943), «Огонь на меня!» (1943).
Подвиг, утверждал Рерих, «означает больше, чем движение вперед». Страшнее физического голода – голод сердец, – пишет Рерих. «Как же спастись от гибельного духовного голода?». «Подвиг, подвиг, подвиг».
Подчеркивая важнейшее значение героизма, Рерих пишет две статьи с одинаковым названием «Герои», одну в начале войны, в 1941 году, другую почти в конце – в 1944-м. Николай Константинович тонко показывает глубокую внутреннюю связь героизма и культуры. Почётное звание героя Культуры, он предлагает почитать наравне с военным героем. Героизму посвящен очерк «Сердце» (1945). Именно в сердце заложены героические качества так необходимые для борьбы с тьмой.
10 июня 1940 года Николай Константинович пишет пророческий очерк «Не замай!», в котором звучит предупреждение: «Всякий, кто ополчится на народ русский, почувствует это на хребте своем. Не угроза, но сказала так тысячелетняя история народов».
Вера в то, что героическому русскому народу предстоит великий путь, пронизывала все творчество Николая Рериха. Верой в будущее овеяна почти каждая страница военных очерков Рериха. «Победа! Победа! И сколько побед впереди!», – сказал Николай Константинович в своём очерке О Великой Отечественной войне.
В завершении торжественного вечера была просмотрена аудио-лекция «Зинаида Григорьевна Фосдик» (Ссылка на аудио-лекцию: https://www.youtube.com/watch?v=vzj_o_XDg38) и видео фрагмент о жизни семьи Рерихов в Индии под названием «Рерихи. Документальная сьемка» (Ссылка на видео фрагмент: https://www.youtube.com/watch?v=qQRgfj0ah0A&list=PL_NnVV7VsyhVdTMsCUA4rlJMhG_e9dFrn).
Аудио-лекция выполнена Научно-философским обществом «Мир через Культуру» города Ялты. Зинаида Григорьевна Фосдик с особой любовью, теплотой и преданностью раскрывает все лучшие качества и так необходимые человечеству планеты эволюционные действия своих Учителей – Николая Константиновича Рериха и Елены Ивановны Рерих.