18.08.2021 19:48

Торжественный вечер, посвящённый 119 годовщине со Дня рождения Юрия Николаевича Рериха прошёл в Бресте

«Как нужен Юрий – индолог, санскритист, тибетолог и монголист, не только глубоко изучивший источники, но и владеющий языками – небывалое соединение, так нужное при возросшем значении Азии... Да, наша Родина пойдет по новым путям, вооруженная новым знанием

Письмо Н.К. Рериха И.Э.Грабарю от 2 апреля 1947 г.

16 августа 2021 года в городе Бресте в онлайн режиме сотрудниками ОМОО МЦР в Республике Беларусь был проведён торжественный вечер, посвящённый 119 годовщине со Дня рождения Юрия Николаевича Рериха – величайшего энциклопедиста Запада и Востока, крупнейшего востоковеда и лингвиста ХХ века, исследователя, археолога, критика, искусствоведа, мыслителя и знатока культуры, чье имя известно во многих странах мира.

«Он в совершенстве владел более чем 30 европейскими и азиатскими языками и диалектами, блестяще знал культуру Востока, его религию и философию и представлял то синтетическое направление востоковедения, которым могла бы по праву гордиться Россия» [1].

«Он не знал границ в области познания, – писал о Юрии Николаевиче Нирмал Сингх, директор Намгъяльского института, – для него не существовало границ между древним и современным, между Востоком и Западом или между различными отраслями наук. Прежде всего его интересовал человек – он был истинным гуманистом. Юрий Николаевич Рерих, как человек, был даже еще более велик, чем Юрий Николаевич, как ученый. Он выковал золотое звено связи не только между Индией и Россией, или между Востоком и Западом, но и между всеми народами всех стран и времен».

Вечер был открыт вступительным словом Анатолия Волкова, который поздравил присутствующих с праздником и озвучил предстоящую программу. Присутствующим было предложено просмотреть фрагменты любительской съёмки с участием Юрия Николаевича, сделанной ещё при его жизни в период пребывания в Советском Союзе в 60-х годах прошлого века. А также аудиозапись выступления Юрия Николаевича перед гражданами Советского Союза, в которой он рассказывал о творчестве его выдающегося отца, всемирно известного учёного, художника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха.

В продолжении Анатолий Валентинович зачитал высказывания о Юрии Николаевиче, сделанные биографом семьи Рерихов Павлом Фёдоровичем Беликовым и его братом Святославом Николаевичем Рерихом. Это слова, которые не столько подчёркивают профессиональные качества Юрия Николаевича, сколько раскрывают его многогранный внутренний мир и тончайшую душевную организацию.

«Он был по складу своего характера воин. Внешний вид кабинетного ученого был лишь доспехом этого воина. Его деликатность была не чем иным, как оружием против царящей в мире грубости. Он не считал, что подобное изживается подобным. ...Все его обширные знания тонули в той душевной теплоте, в той деликатности, с которой он обращался к людям. Он был одинаково внимателен и участлив ко всем, с кем соприкасался... В человеке он прежде всего видел человека».

П.Ф. БЕЛИКОВ, биограф семьи Рерихов

«Трудно в нескольких скудных словах передать многогранный, глубокий, сложный и в то же время такой простой и прекрасный образ моего брата Юрия Николаевича.

Образ человека, отдавшего каждый момент своей жизни любимой науке, всегда старавшегося все сделать как можно лучше, как можно правильнее, посвятившего себя на служение ближним.

Истинно светлый образ, всегда отзывчивый, добрый, заботливый и в то же время мужественный и сильный, исключительной чистоты и человечности».

СВЯТОСЛАВ РЕРИХ.

Валентина Пейганович прочитала торжественное стихотворение Татьяны Чечиной «Звезда Героя», посвящённое Юрию Николаевичу, и его «советы на каждый день».

ЗВЕЗДА ГЕРОЯ

Среди гудящего роя

Жизненной жажды – вдруг

Промчится Звезда Героя,

Меняя привычный круг

Бега земных событий,

Русла накатанных слов,

Мыслей стереотипных

И отупляющих снов.

Промчит Звезда обновлений

Шлейфа сияющий дождь

Долины земных запустений

Питает,

вздымая мощь

Посева Времен грядущих,

Полета крыльев мечты,

Сердец, неотступно несущих

Нетленный огонь Красоты

Среди неуемных желаний –

Прольет бескорыстия свет,

В глухих лабиринтах познаний

Ясный оставит ответ

Чарующей человечностью

Пронзит,

Ddddвосхитит,

dddd ddddпризовет!

Промчится Посланник Вечности

И новые звезды зажжет.


Продолжила вечер Людмила Савченко, прочитав стихотворение Инны Берестовой:

 

Звезда Героя Высоко Сияет,

И не погаснет никогда,

Она нам всем напоминает

О Подвиге Неимоверного Труда.

Вся Жизнь Его была наполнена

Сиянием Высокого Духовного Огня,

Вся Жизнь Его - Самоотверженность,

Высокий Путь, Любовь и Красота!

Людмила Савченко также прочитала письмо Юрия Николаевича своему другу В.А. Шибаеву, который позднее стал секретарём Николая Константиновича Рериха. В кратких строках письма раскрывается многогранный образ Юрия Николаевича, как человека, несущего в себе радость новым возможностям и устремлениям, радость созидания заповеданного пути, подвига Служения в неустанном труде, радость встреч на этом пути и радость нести чашу общего труда вместе.

Николай Зубко познакомил слушателей с воспоминаниями о Ю.Н. Рерихе художницы И.Р. Рудзите [2], которая отмечает незабываемость встреч с Юрием Николаевичем. Их первая встреча состоялась 23 сентября 1957 года. «В дверях появляется среднего роста крепко сложенный человек в песочного цвета дорожном кителе. – рассказывала Илзе Рихардовна. – Светлое овальное лицо с выступающими азиатскими скулами, коротко стриженная седеющая бородка, гладко причёсанные волосы. Взлет черных крылатых бровей, несколько секунд как бы пронизывающий меня насквозь проницательный взгляд. А уже через полминуты большие миндалевидные карие глаза озаряются обаятельной улыбкой, и на щеках появляются выразительные ямочки. Он идет нам навстречу, обнимает отца и тепло, обеими руками сжимает мои и Гунтины ладони. Здоровается он со мной так, будто мы давным-давно самые близкие друзья. С тех пор я никогда больше не чувствовала на себе его испытывающего взгляда». «... Когда заговорили о самом сокровенном, самом близком, его глаза стали какими-то бездонными, уходящими в беспредельность, напоминающими таинственные огромные черные зрачки статуй египетских саркофагов».

О Ю.Н. Рерихе, как учёном и как Учителе, рассказала Татьяна Захарова. По воспоминаниям современников, [2] как ученый он владел двумя путями Знания: научным в западной традиции, или интеллектуальным, и восточным, или духовным, не исследованным и не объясненным в терминах современной науки. При работе с научным материалом на западных языках Юрий Николаевич снимал свойственный человеку психологический барьер перед чужим языком, бесстрашно погружая сразу в языковую стихию. При знании санскрита и, хотя бы одного из европейских языков, чтение текстов на других европейских языках, принадлежащих к индоевропейской группе, не представляет особой трудности, нужно лишь «бросить человека» в воды языковой стихии. Именно это и делал Юрий Николаевич, когда, пользуясь своим непререкаемым авторитетом Учителя, требовал от учеников проштудировать до завтра статью, скажем, на венгерском языке, оставаясь совершенно глухим к ропоту обучаемых, не знавших ни слова по-венгерски. Изучение текстов на восточных языках требовало другого подхода, которому Ю.Н. Рерих научил своих учеников. Древние знания нельзя изучать по частям, ибо они представляют собой неразрывную целостность, которая не постигается привычным для нас способом, но требует внутреннего постижения, одномоментного схватывания. Для этого недостаточно развития одного только ума, необходимы тренировка и преобразование личности в целом. Именно таким тренингом и занимался в своей педагогической деятельности Ю.Н.Рерих, передав этот навык своим ученикам. От ученика требовались мужество, стойкость, вера в Учителя и безоговорочная ему преданность. Древние же восточные писания разбирались под непременным руководством Учителя, как это испокон веков было принято на Востоке. Ибо тексты такого рода не несут в себе всей полноты информации, которая передается только из уст в уста, и, будучи принципиально многозначными, не имеют единственного толкования, единственной интерпретации. Они открываются человеку в соответствии с уровнем его сознания, всегда требуют Учителя. Многозначность смысла древнего текста передавал Учитель в своем развернутом комментарии, погружая ученика в удивительный, дотоле чуждый ему мир, помогая усвоить его, то есть сделать «своим», принять в свой внутренний мир и, тем самым, расширял горизонты личности обучаемого.

Прошло много лет, но до сих пор ученики учеников Ю.Н. Рериха считают своим долгом продолжать традиции изучения восточной культуры, которые восстановил Ю.Н. Рерих.

Вечер продолжила Наталья Неровнова, которая познакомила слушателей с книгами Юрия Николаевича Рериха, изданными в последние годы Международным Центром Рерихов.

Одна из книг Юрия Николаевича «История средней Азии» в трёх томах, изданная в 2004 году. Эта книга представляет собой фундаментальный труд выдающегося русского востоковеда по истории Центральной Азии, в котором обобщен и систематизирован огромный фактический материал и исследовательский опыт. Он охватывает период со времен палеолита до конца XIV века и дает описание кочевой Азии, как природного, исторического и культурного целого. Написанный с позиций новой методологии, труд Ю.Н. Рериха приобретает особую актуальность в наши дни, когда формируется новое качественное состояние человечества – глобальный мир.

Свой первый серьезный научный труд «Тибетская живопись» Юрий Николаевич публикует в 23 года. Эта книга до сих пор остаётся одним из основных трудов по буддийской иконографии, в котором представлены тибетские танки и даётся их подробное описание.

В 1930 году издаётся книга «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета», сделавшая, по выражению Льва Гумилёва, «эпоху в науке». Над этой книгой Юрий Рерих работал в невероятно сложных условиях, когда экспедиция была арестована на плато Чангтан.

В 1931 году выходит в свет крупное монографическое издание «По тропам Срединной Азии» – путевой дневник, который вёл Юрий Николаевич с 1925 года. Юрий Николаевич посвятил этот труд своим родителям Елене Ивановне и Николаю Константиновичу Рерихам.

Юрий Николаевич Рерих создал фундамент новой науки о кочевых цивилизациях, которая называется номадистика. Рерихи сумели почувствовать и осознать ту огромную роль, которую кочевники сыграли в мировом историческом процессе. Кочевые народы активно влияли на этногенез Евразии. Искусство ранних кочевников, пронизанное мотивами звериного стиля, стало одним из классических образцов мировой культуры первого тысячелетия до нашей эры. Закон циклического развития предрекал великое будущее этому богатому, необычайно жизнеспособному культурному миру, несмотря на определённое отставание кочевых народов в области цивилизации. Волна культурного расцвета должна была снова вернуться в пространство Востока. И кочевая Азия бережно хранила свои духовные сокровища, которые пророчествовали о грядущем веке мирового братства.

Рерихи считали Центральную Азию колыбелью человечества. Древнейшие великие переселения народов имели, по их мнению, направление с Востока на Запад.

Образ русского исследователя, посвятившего свою жизнь изучению кочевых народов Азии, встаёт перед нами сегодня как высокий символ ученого Нового мира, ступени которого он слагал своим подвижническим трудом и всевмещающим сердцем.

С воспоминаниями Илзе Руздите о Юрии Николаевиче Рерихе в период с 1957 года по 1960 год познакомил слушателей Анатолий Волков.

Часто с грустью Юрий Николаевич говорил о том, что всё же мир неминуемо приближается к катастрофе. Предотвратить ее нельзя, потому что слишком велика деградация, особенно в Англии, Германии, Северной Америке. Это накапливалось веками. Земные наслаждения, вожделения и богатство – основные враги духовности, этим живет большинство людей западных стран». Он предвидел, что это разложение может дойти и до нас. Самое страшное сейчас в Америке – американский шовинизм. Среди большинства американцев цивилизация, но не культура. Америка повсюду распространяет свой яд – разложение, особенно своими отрицательными фильмами, также и пропагандой богатой жизни где вино и наслаждения.

«Духовная дегенерация – это «знаки времени», то, что уже давно было предсказано» – говорил Юрий Николаевич.

Ещё в беседах Юрий Николаевич настаивал: «Надо смотреть на Восток, а не на Запад». Из беседы в беседу повторял: «Город будущего и Музей надо строить на «чистой земле» – на Алтае. Там следующий центр... Музей будет здесь, в Москве, и на Алтае».

Юрий Николаевич говорил, – «Новые люди на новом месте. Все, у кого есть возможность, пусть едут на Алтай. Когда представится возможность, не откажитесь поехать. В Новосибирске усиливается филиал Академии наук, я охотно поехал бы туда... Про Алтай – это решено!»

Как и вся семья Рерихов, Юрий Николаевич в детстве был крещен и воспитывался в Православии. Вместе с родителями у его колыбели стоял духовник семьи Рерихов, великий молитвенник отец Иоанн Кронштадский. Всю жизнь Юрий Николаевич носил на груди крест, об этом говорила Ираида Богданова, одна из помощниц семьи Рерихов.

Он говорил: «Большие энергии опускаются на землю. Будут большие сдвиги... Прилив этих энергий пробуждает и накал сил, противодействующих – пропаганду атеизма».

Очень деликатный по натуре и воспитанию, Юрий Николаевич, при необходимости, мог быть твердым и непреклонным. Когда ему дали рецензировать атеистически написанную книгу об индийской философии. он отказался, назвав ее ужасной, и предложил изъять из оборота. В другой раз, когда в одном столичном журнале были напечатаны негативные примечания, касающиеся Николая Рериха, Юрий Николаевич пошел в редакцию спросить автора, что он имеет против Николая Константиновича. Когда тот признался, что выступал лишь против религиозных воззрений художника, Юрий Николаевич сказал: «Принимайте его таким, каков он есть, или вообще о нем не пишите».

В наших беседах часто затрагивалась тема о настоящей, подлинной духовности. Юрий Николаевич был убежден, что главное – это внутренний облик. Подвижник тот, у кого все стороны индивидуальности соответствуют его кредо.

Юрий Николаевич советовал в течение дня «оставить время для молчания духа, в безмолвии открыть сердце Указу Владыки». И пояснял, что «иногда своими желаниями мы заглушаем голос Учителя». Очень хорошо, если человек несколько раз в день освобождается от суеты и на несколько минут концентрируется на высшем. Но одно это не может дать видимых результатов, если остальное время он проводит в суете и преследовании мирских целей. Чтобы достичь истинной духовности, Юрий Николаевич советовал перестроить и очистить всю свою жизнь, в основе которой должны находиться высокая нравственность, знание, искусство, красота и служение людям. Если человек не чист в своих чувствах и мыслях, поверхностная, мнимая «духовность», часто пробуждает в нем гордыню, делает надменным и приносит беды как ему самому, так и окружающим. Потому самое главное – освобождение человека от отрицательных качеств, его внутренняя чистота, его бескорыстие.

Известно, что существует кратчайший путь высшего преображения сознания – через смирение и непрестанное творение «Иисусовой молитвы».

Для того, чтобы постоянно произносить Имя Господа, надо полностью уйти от мирской суеты и добиться чистоты мыслей и чувств. Очень важно внутреннее смирение. Только после всего этого человек может в глубине сердца почувствовать присутствие Владыки. И смиренно, терпеливо надо достичь непрестанного Его присутствия.

Обсуждали строку из Живой Этики: «Сознание красоты очень редко живет среди духовности». Юрий Николаевич привел слова Елены Ивановны, что «чувство красоты – настоящая проба. Если человек истинно духовен, то у него должно быть и чувство красоты». Потом добавил: «Иногда духовность слишком интеллектуальна, такая, которая не вмещает красоты».

Как обязательное качество истинной духовности Юрий Николаевич называл чувствознание, или прозрение, прозорливость. Он определенно отмечал: «Без чувствознания никого нельзя называть духовным. Многие люди направлены лишь интеллектуально и не распознают людей».


Критикуя чрезмерную интеллектуальность, Юрий Николаевич, однако, утверждал, что «силой, посредством которой можно приобщить человечество к духовности, является наука. Знания теперь очень нужны».

«В продолжении трёх лет встреч, – пишет Илзе Рихардовна, – мы ни разу не слышали из уст Юрия Николаевича цитаты из книг Учения. Казалось, что он их даже не читает. Для него было чуждо щеголяние цитатами. Он говорил: «Западные люди говорят высокие слова, а живут обывательской жизнью. От этого Запад не преуспевает. Напротив Восток узнанное сразу применяет в жизнь»».

Всё, что советовал, он сам применял в своей жизни. Многократно повторял: «Собираться не надо. Встречаться надо. Единение очень надо».

В завершение праздничного вечера присутствующим было предложено посмотреть музыкальную слайд-программу «Биография Юрия Николаевича Рериха и его работы» созданную ялтинским Научно-философским обществом «Мир через Культуру».

Список использованных источников.

1. Сайт Международного Центра Рерихов / Семья Рерихов / Ю.Н. Рерих (https://icr.su/rus/family/gnr/index.php)

2. Сб. материалов Международной научно-общественной конференции МЦР, 2002 год

3. И.Р. Рудзите. Воспоминания о Ю.Н. Рерихе.

Материал подготовлен Молошем В.В.