05.06.2021 19:09

Круглый стол «Роль Красоты в воспитании личности ребёнка» в НЦСИ (г.Минск)

На выставочной площадке Национального центра современных искусств (г.Минск ул. Некрасова, 3) впервые в Республике Беларусь представлены лучшие творческие проекты детей, а также интересные инициативы и педагогические практики в сфере детского творчества. Биеннале – событие не случайное. Сегодня в мире специалисты проявляют серьезный интерес к детскому творчеству, в котором отражается новое сознание подрастающего поколения. Новые глубокие идеи, которые дети приносят в наш мир, все чаще заставляют специалистов разных стран задумываться над проблемой философии детства, размышлять о новом сознании детей, его истоках и творческих проявлениях.

В рамках I детской биеннале в Минске состоялось открытие выставки работ победителей и призеров Международного конкурса детского рисунка «Мы – дети Космоса». Единственный в мире конкурс, посвященный космизму в детском изобразительном искусстве, организован Благотворительным Фондом имени Елены Ивановны Рерих и Международным Центром Рерихов при поддержке Российской академии художеств, Международного Союза педагогов-художников и Российской академии естественных наук (РАЕН). За четыре года существования этого уникального творческого проекта в нем приняли участие более двадцати тысяч детей из 27 стран мира.

В Беларуси выставка с огромным успехом экспонируется в десятый раз. Дети нашей республики одни из самых активных участников этого конкурса.

По итогам конкурса 2020 года на тему «Симфония великого Космоса» победителями стали 19 участников из Беларуси: двое конкурсантов (из Минска и Столбцов) удостоены Гран-при конкурса. Один награжден дипломом I степени. Четверо юных художников – дипломами II степени. Трое отмечены дипломами III степени. И девять детей получили Поощрительные дипломы Оргкомитета. За четыре года в конкурсе приняли участие юные художники более чем из двадцати учебных заведений Беларуси .

26 мая 2021 года в рамках I Международной детской биеннале состоялся круглый стол «РОЛЬ КРАСОТЫ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА». Организаторами мероприятия выступили Отделение Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» в Республике Беларусь (г. Минск), Национальный Центр Современных Искусств (г. Минск), при поддержке Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха, Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка.

С приветственными словами к участникам круглого стола обратились

Иноземцева Олеся Александровна – заместитель директора Национального центра современных искусств и Шестиреков Георгий Васильевич — Председатель ОМОО «Международный Центр Рерихов» в Республике Беларусь.

Георгий Васильевич начал круглый стол докладом на тему «Красота – главная движущая сила эволюции».

В своём докладе Георгий Васильевич привёл высказывания некоторых видных деятелей культуры и искусства о Красоте. Так, по словам Л.В.Шапошниковой, академика Академии Естественных наук РФ, почётного академика Академии Космонавтики им. К.Э.Циолковского, заслуженного деятеля искусств РФ, бывшего Генерального директора Международного Центра-Музея им. Н.К.Рериха в Москве, спектр понимания и восприятия Красоты в нашем плотном мире огромен и беспределен. Каждый человек имеет свой мир Красоты (если, конечно, имеет). Красота, в ее истинном понимании, есть тонкая и высоковибрационная энергетика. Она является не только важнейшим фактором в эволюции человечества, но и олицетворяет собой творческую силу в Космосе как таковом. Все космические Веления соответствуют этой Красоте, все проявленные формы несут в себе энергетику этой Красоты. «Красота, заключая в себе гармонию энергетики, превращает Хаос в Космос на всех уровнях, начиная от миров различных состояний материи и кончая духом человека, которого она одаривает способностью создавать самое главное в его жизни — Культуру, существование которой без этой Красоты невозможно» – считает Л.В.Шапошникова.

Елена Ивановна Рерих указывала: «Невозможно понять простоту, красоту и бесстрашие людям, бредущим по пояс в предрассудках».

Но чтоб говорить о красоте, нужно самому иметь облик красоты утверждала она.

Самый изысканный отшельник, проклинающий красоту Мира, закрывает перед собою Врата.»

В заключение своего доклада Георгий Васильевич привёл слова Л.В.Шапошниковой из её замечательной книги «Тернистый путь Красоты», которую он назвал Учебником Культуры, Культуры с большой буквы.

Завершая свою «повесть о Красоте», Людмила Васильевна пишет: «Человечеству на пути к Новому миру, к Преображению надо пройти через плотную завесу жесточайших кризисных явлений, пробиться сквозь сложную и трудную борьбу различных противоположных сил. И не каждому это удастся, и не для каждого приготовлен подлинный Новый мир и истинное Преображение.

В Восьмой день творения человек должен сотворить себя, свою жизнь и свой мир. Но сделать он это сможет, лишь осознав роль Высшего и Красоты в творчестве Земного Бытия. Новая Красота, возникающая в пространстве продолжающейся Духовной революции, есть условие дальнейшего продвижения человечества, его взлёта, его выхода из бездны кризисов и Хаоса и продвижения туда, где сияет Фаворский Свет Преображения».

Колковская Светлана Константиновна, педагог-художник, руководитель народной студии живописи «Раніца» Столбцовской детской школы искусств представила доклад «Как занятия изобразительным искусством формируют нравственные нормы, духовные идеалы, культурные символы».

«Внесем Радость и Красоту в жизнь и в процесс образования», - писал Н.К. Рерих.

Именно поэтому педагог-художник должен находить оригинальные приёмы, методы и формы для раскрытия творческого потенциала, внутренней свободы юных дарований. Очень бережно изучать каждого маленького человечка. Принять, как личность. Понять и научить понимать. Изначально рисование - это игра, в которой ребенок развивается. Дети обретают навыки нестандартно мыслить и придумывать. Они осваивают художественный язык, учатся видеть мир, замечать то, на что раньше не обращали внимания. Ребенок во время рисования учится выражать себя, верить в свои силы и заявлять о них миру.

Художник – и маленький, и взрослый,  должен чувствовать другого человека, уметь сопереживать, «вживаться» в то, что хочет изобразить. Этот навык сопереживания дает шанс пережить разные эмоции, перенять опыт других людей.

В удивительной по своей простоте и мудрости сказке про Маленького принца Экзюпери затронул тему незащищенности, показал, как ранимы души живых существ, как хрупок наш мир, как легко в нем нарушить равновесие и что нам, людям, предписано Высшим разумом любить и оберегать его.

В заключение своего выступления Светлана Константиновна прочитала стихотворение, посвящённое народной студии живописи «Раніца».

dddd ddd Малюйце, людзі, прыгажосць,

dddd ddd Ружовы ўсход, закат барвовы,

dddd ddd Далёкі лес, ручай са звонам…

dddd ddd Малюйце, людзі, прыгажосць!

Dddd Малюйце, людзі, прыгажосць!

Dddd Пяшчотную ўсмешку маці,

Dddd Што чуе шчэбет немаўляці…

Dddd Малюйце, людзі, прыгажосць!

dddd dddМалюйце, людзі, прыгажосць!

dddd dddДушы няздзейсненыя мары,

dddd dddІ карагод, і ў небе хмары…

dddd dddМалюйце, людзі, прыгажосць!

Dddd Малюйце, людзі, прыгажосць!

Dddd Няхай яна вас акрыляе,

Dddd Ніколі ў сэрцы не згасае—

Dddd Малюйце, людзі, прыгажосць!

Наталья Жигамонт - художник, педагог, арт-терапевт, член Союза художников РБ, рассказала о своём социокультурном проекте «Азбука чувств», представленном в рамках I-й Детской биеннале в Национальном центре современных искусств, в котором участвуют люди разного возраста и состояния здоровья. Тема сопричастности, встречи с миром художественной культуры и творчества представлены личным художественно-биографическим опытом участников. Творческие программы «Азбука Чувств» и «Билингвальная азбука» на протяжении нескольких лет реализовываются в Национальном центре современных искусств и в изостудии «Анёлак» при Свято-Елисаветинском монастыре. Смысл и цель этих проектов – создание дополнительного ресурса, творческой и познавательной среды для людей разного возраста и мировосприятия. Совместное творчество становится основой для объединения людей, а элементы арт-терапии, которые используются на занятиях, помогают каждому человеку восстановить эмоциональный баланс и обрести гармонию средствами искусства. Самобытность творческих работ, представленных на выставке, отражает атмосферу разнообразия тем и их решения совершенно не похожими друг на друга людьми, объединёнными идеей творчества и бережного отношения друг к другу. В экспозицию выставки включена интерактивная игра, в который каждый посетитель может принять участие.

Интересный доклад под названием «Значение живописи в воспитании творческой личности» представила студентка I-го курса факультета эстетического воспитания Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Ахремчик Маргарита. Она рассказала, что важная роль изобразительного искусства в эстетическом воспитании школьников объясняется самой спецификой изобразительного искусства, художественного творчества. Живопись - это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет занимает главное место. Живопись способна запечатлеть сложный мир человеческих чувств и характеров, передать тончайшие их изменения в природные, вечные философские идеи и фантастические образы. С психологической точки зрения дошкольное детство является благопри­ятным периодом для развития творческих способностей средствами живописи потому, что в этом воз­расте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание позна­вать окружаю­щий мир. Мышление дошколь­ников более сво­бодно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задав­лено догмами и стереотипами, оно более независимо, и это качество необхо­димо всячески развивать. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми. Учение для него — значимая деятельность. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности. Он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад ею жизни.

Для поддержания интереса учеников к живописи и познавательной творческой деятельности, Маргарита предлагает проводить нестандартные формы уроков. В содержание практических занятий по живописи необходимо включать разнообразные формы и способы организации художественной деятельности. А оказать помощь в ее решении может изобразительное искусство, в частности, живопись.

Русакович Екатерина Александровна, педагог дополнительного образования, руководитель образцовой студии изобразительного искусства «Волшебный мир» Центра дополнительного образования детей и молодёжи «Маяк» г.Минска в своём выступлении на тему «Возможности арт-терапии в процессе занятий художественной направленности» раскрыла следующие положения:

Тема 1. История развития арт-терапии.

Арт-терапия как самостоятельное направление. Современная научная арт-терапия.

Арт-терапия (терапия искусством) – один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека.

Арт-терапия – путь к установлению отношений.

Арт-терапия – способ социальной адаптации.

Тема 2. Основные направления и виды арт-терапии.

Арт-терапией занимаются специалисты, использующие выразительные средства искусства (театральную драматизацию, движение, танец, музыку, живопись, рисование, лепку) для разрешения психологических затруднений. В своей работе арт-терапевт:

организует занятия, развивающие познавательные и моторные навыки, в целях максимальной физической и психической реабилитации;

создаёт коммуникативные связи для обретения чувства личной ценности, желания к самовыражению и облегчения общения с другими людьми;

достигает изменения отношения к другим и к себе, что способствует ослаблению внутренних и внешних конфликтов;

развивает индивидуальное самоуважение и самопонимание, которое вызывает уважение к чужому мнению и к группе в целом;

расширяет диапазон личного творческого опыта;

создаёт на занятии условия для глубокого и безопасного исследования чувств в творческих работах и на обсуждениях их результатов;

даёт возможность испытывать успех в выполнении творческой деятельности;

создаёт условия психологической ориентации в меняющейся реальности.

Изотерапия – одно из направлений арт-терапии

Тема 3. Диагностические возможности арт-терапии

Диагностические возможности рисунка

Художественное творчество даёт огромные возможности для психодиагностики и психологической коррекции. Рисунок вообще рассматривается как архив проекций. Анализ рисунка можно проводить с позиции трёх основных составляющих:

наблюдение за рисуночной деятельностью;

анализ собственно рисунка (качественный и количественный);

пострисуночный опрос;

Диагностика эмоционального состояния посредством интерпретации рисунков

интерпретация рисунков по сюжету;

интерпретация цвета в рисунке;

значение размера рисунка;

нажим расположение элементов рисунка;

Приходя к арт-терапевту, человек приносит особого рода доверие к ведущему – к его моральным и душевным установкам. Это должно быть оздоравливающее пространство и на материально-физическом (интерьер, мебель, материалы), и на душевном (радушное отношение) и на духовном уровне (внутренний высокоморальный настрой ведущего).

Сойко Галина Евгеньевна, учитель изобразительного искусства, средней школы № 200 г. Минска, представила доклад на тему «Осмысление детского изобразительного творчества как своеобразного феномена жизни современного общества». Любому обществу нужны одаренные люди с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, и задача общества и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, поддержать каждого учащегося, развить его индивидуальность. Много лет назад был провозглашен тезис: «Школа должна заниматься поиском индивидуальности». Этот тезис как никогда актуален сегодня. Воспитание и обучение творчески активной личности в настоящее время становятся всё более необходимыми. В нашей стране проблема детского творчества имеет государственное значение. В Республике проводятся многочисленные конкурсы детского рисунка и творчества. Все программы направлены на развитие способностей детей, поддержку талантливой молодёжи, на создание во всех учебных заведениях страны условий для развития творческих способностей… Творчество в настоящем и, тем более, в будущем может рассматриваться как системообразующий элемент культуры. Это утверждение не означает абсолютизацию творчества и не охватывает все характеристики культуры, но намечает основные магистральные направления развития цивилизации будущего и указывает на необходимость уже сейчас развития креативной личности. Галина Евгеньевна обратила внимание на то, что приобщение к творческой деятельности, создание условий для креативной реализации – одна из основных задач современной системы образования и культуры. Особенно эффективно она решается в процессе художественной деятельности.

Кулапина Светлана Станиславовна, старший преподаватель кафедры художественно-педагогического образования ГУО «Белорусский государственный университет имени Максима Танка, представила доклад с презентацией на тему: «Творческий потенциал студенческих художественных проектов».

В своем докладе Светлана Станиславовна проанализировала воспитательный и творческий потенциал партнерства волонтерского клуба «Радуга» с учреждениями образования и культуры г.Минска (на примере проектов «Подари радость детям», «Чудо своими руками», «Дом творческих встреч», «Играем вместе», «Журавль расправляет крылья» и др.). Студенты-волонтеры факультета эстетического образования с первого дня создания клуба «Радуга» (2005 год) активно включают обучающие мастер-классы по изобразительному и декоративно-прикладному искусству в программу музейных занятий, занимаются с детьми и их педагогами и родителями перед началом спектаклей, курируют детей из многодетных семей и воспитанников школ-интернатов.

Включение студентов кафедры художественно-педагогического образования в совместную творческую деятельность с детьми, подростками, их родителями и педагогами способствует формированию у будущих педагогов-художников интереса к профессионально-педагогической деятельности, дает им возможность углубить свои знания по педагогике, психологии и циклу художественных дисциплин, полученные на лекциях, непосредственно на практике.

В конце выступления слово было предоставлено студентам специальности «Изобразительное искусство, черчение и народные художественные промыслы» Ржеутскому Игорю и Авраменко Борису, которые рассказали о своем авторском волонтерском проекте «Играя, растем с ФЭО». Настольные игры, разработанные и выполненные в материале группой преподавателей и студентов 1-го курса, в дальнейшем будут использоваться для совместной игровой деятельности во время волонтерских мероприятий и педагогической практики.

Видеопрезентация Попова Владимира Михайловича «Величественная симфония Космоса в музыке сфер уявляется» была посвящена теме творчества детей нового сознания, самому явлению появления на нашей планете таких детей на рубеже XX-XXI веков, мировоззрение которых опережает общепринятые положения науки и искусства, все известные представления человечества о мироздании и месте человека в пространстве вселенной, о законах взаимодействия человека и Космоса, о процессах, происходящих в эволюции человечества.

Дети своим творчеством как бы призывают учиться слушать голоса Вечности, порой звучащие в нас. Арфа человеческого духа звучит, и звучания эти бывают разные. Можно чутко прислушиваться к тому, на какую ноту или пространственный аккорд она отвечает, и обогатить себя новым созвучием. Высшее творчество – это творчество в созвучии со Вселенной, которое так близко и знакомо этим детям.

dddd dddd За пределами мира Творенья

dddd dddd Существует мир Излученья.

dddd dddd Он высочайший из Миров.

dddd dddd Мир Излучения – прозрачно абсолютен

dddd dddd И восприимчив к Божественному Свету.

dddd dddd И в этом Чудном и Далеком мире

dddd dddd Божественность не скрыта за занавесами и прегражденьями.

dddd dddd Не одевают на нее оковы, хотя хотели бы надеть.

dddd dddd В мире Излучений проходит грань,

dddd dddd Черта, раздел всех независимых миров

dddd dddd Существований, отделяемых друг от друга пологом.

dddd dddd И лишь над этой гранью царит источник Бытия,

dddd dddd Где больше нет завес.

dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd Д. Кимельфельд, 15 лет

Многое из всего творчества детей соотносится с положениями Живой Этики, философией космической реальности, к которой непосредственное отношение имели наши великие соотечественники – Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи.

Живая Этика дает представление о Мироздании как о грандиозной одухотворенной энергетической системе, объединяющей бесчисленные миры с различным уровнем организации материи и энергии, которые находятся в тончайшем взаимодействии. В основе этого взаимодействия лежит энергоинформационный обмен, связывающий в единое целое все части Мироздания и являющийся главной движущей силой космической эволюции, развития миров, стоящих на более низших ступенях, к которым относится и наша планета, в том числе и сознание земного человечества.

Идеи, которые несут нам дети нового сознания, не только согласуются с новейшими космологическими гипотезами, но содержат новые возможности и дают свежий импульс для дальнейшего научного поиска в познании глубин человеческого сознания и вселенной.

«Человек – признанный творец. Его микрокосм – это чудеснейший и сложнейший аппарат, созданный для творчества и эволюционирующий для беспредельного развития этой творческой мощи. Творчество – это удел и назначение человека. Себя самого, свои возможности, свой потенциал и свое назначение во Вселенной человек должен знать и осознать. Потому о том, творцом чего он является, непрерывно и постоянно созидающий, следует хорошо подумать, ибо ответственность за продукты своего творчества несет на себе сам человек, их творец». (ГАЙ. 1955, ч.1.) Этими словами подвёл итог своего выступления Владимир Михайлович.

По окончании круглого стола его участники приняли резолюцию, в одном из пунктов которой участники круглого стола обращаются к руководителям Республики с предложением установить в качестве государственного праздника в Республике Беларусь Всемирный День Культуры 15 апреля.

Всем, кто принимал участие в подготовке и организации круглого стола, а также всем выступающим с докладами Председатель Отделения Георгий Васильевич Шестиреков вручил благодарственные письма.