23.05.2021 18:47

Выставочный Проект Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха. История и современность» в Воложине

Воло́жин (белор. Валожын) — город в Белоруссии, административный центр Воложинского района Минской области (в 76 км северо-западнее Минска), на автомобильной дороге Минск — Гродно, на реке Воложинка. По письменным источникам известен с XIV века как небольшое поселение, принадлежавшее Монвидам, Верейским, Гаштольдам, Слушкам, Радзивиллам, Чарторыйским, Тышкевичам.

Воложинский дворец Тышкевичей выстроен в стиле классицизма. Годом его «рождения» можно считать 1803 г., когда вильнюсский староста, граф Иосиф (Юзеф) Тышкевич за 100 тысяч золотых покупает город Воложин и тут же приступает к возведению собственной резиденции. Строить дворцово-парковый ансамбль было поручено архитектору Коссаковскому, чей проект больше всего понравился владельцу будущей усадьбы.

Для новой резиденции выбрали историческое место, где раньше располагалось средневековое замчище. Импозантная графская резиденция была закончена через три года и гордо возвышалась «в сердце» Воложина. Центральную часть дворца заняла двухэтажная оранжерея со сферическим куполом. Здесь лучшие садоводы выращивали апельсиновые деревья, теплолюбивые и капризные пальмы и прочую экзотическую роскошь. За дворцом к реке спускался пейзажный парк, заложенный ещё в XII веке, где в тенистой прохладе деревьев приятно было укрыться в летний полдень. Сам дворцовый комплекс состоял из трёх двухэтажных корпусов. Их архитектура типична для классицизма: развитые портики, искусно прорисованные декоративные элементы, лаконичные обрамления проёмов. В декоре не было ничего лишнего, и все детали органично сочетались между собой. Самая изящная — центральная часть здания, она элегантно украшена колоннами и лепниной. Дворец Тышкевичей прекрасно сохранился до наших дней и является истинным украшением старинного города Воложина.


22 мая 2021г. в Центральной районной библиотеке г.Воложина начал работу Международный выставочный Проект Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха. История и современность». Организаторами Проекта выступили Отделение МЦР в РБ и Центральная районная библиотека г.Воложина.

Директор библиотеки Шингер Мария Зигмундовна поприветствовала устроителей выставки и гостей, отметила выдающуюся роль семьи Рерихов в мировой культуре, и выразила надежду на то, что сотрудничество библиотеки и Отделения МЦР в РБ продолжится и в будущем.

В своём вступительном слове Председатель ОМОО «Международный Центр Рерихов» в РБ Г.В.Шестиреков зачитал приветствие Международному Проекту Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха. История и современность» от Европейской Ассоциации поддержки Медународного Центра Рерихов и его Центра-Музея им. Н.К.Рериха» «EURASSIM», выразил благодарность принявшей Проект стороне и коротко рассказал о продвижении данного проекта по странам Европы, Америки, России и Беларуси. В Республике Беларусь это уже 31-я выставка, которую приняли 28 городов и посёлков.

Экскурсию по выставке провёл друг Отделения поэт Вадим Марков. Он рассказал слушателям о том, как у Н.К.Рериха зародилась идея защиты художественных и научных учреждений и исторических памятников во время поездки «По старине» в 1903-1904г.г. В это время Н.К. Рерих вместе с женой совершает путешествие по древнерусским городам России. Они побывали более чем в 40 городах, известных своими древними памятниками. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия стала не только большая серия картин художника, но и статьи Н.К. Рериха, в которых он одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры.

В. Марков рассказал о том, как эта идея обсуждалась и дошла до подписания 15 апреля 1935г. в Вашингтоне Международного Договора, известного как Пакт Рериха, а также о Знамени Мира и Знаке Знамени Мира. О том, как Н.К.Рерих выбирал Знак для Знамени и о его символике.

Особо В.Марков остановился на картинах Н.К.Рериха из так называемой «Пророческой серии», показав, как Н.К.Рерих предвидел надвигающиеся мировые события, грозившие катастрофическими событиями для человечества, и предупреждал людей о надвигающейся беде в художественных образах своих картин. Так на картине «Короны», представленной на выставке,  написанной в 1914г., мы видим, как три короля скрестили мечи в междоусобной битве, а в небе уплывают три облака, символизирующие три короны. А уже в ближайшие несколько лет в результате первой мировой войны и революционных потрясений начала 20-го века три королевские династии Габсбургов, Гогенцойлернов и Романовых, «канули в лету».

В своём рассказе экскурсовод обращал внимание слушателей на духовную основу подлинной Культуры и на ту работу, которую ведёт Международный Центр Рерихов по популяризации идей Рерихов о необходимости её защиты, как в военное, так и в мирное время. Актуальности такой необходимости сегодня посвящён очередной раздел выставки. В заключение экскурсии Г.В.Шестиреков привёл слова Л.В.Шапошниковой: «… Если мы поднимем Культуру и, в первую очередь, нашу духовную культуру, то это поможет нам укрепить экономику, сделать нравственной политику и прекратить военные конфликты. Вот в этом и заключается главное значение Пакта Рериха». На этом экскурсия была завершена и все слушатели приняли участие в групповом фото на фоне Знамени Мира, после чего перешли в актовый зал, где в рамках Проекта начал свою работу круглый стол «Пакт Рериха. Мир через Культуру».

Паузу перед началом работы круглого стола заполнил небольшой концерт, который для участников мероприятия  представили музыканты – преподаватели Детской школы искусств Ирина Зенько, Олег Караневский, Елена Лавринович, Людмила Зинкина,  Николай Салко, Ольга Дедуль и Оксана Северин.

Круглый стол начал свою работу с просмотра видео фильма «Пакт Рериха. Мир через Культуру», после чего свои доклады представили выступающие.

Член Отделения Л.М.Шестирекова представила доклад «Феномен Культуры. Культура и цивилизация», член Отделения Н.М.Кириллова представила доклад под названием «Пакт Рериха. Мир через Культуру».

Председатель Отделения Г.В.Шестиреков рассказал о Знамени Мира как главном символе эволюции,  а в заключение доклада привёл слова Е.И.Рерих: «… Знамя Мира покроет всю Землю» и призвал всех присутствующих: «Будем же и мы трудиться, способствуя тому, чтобы Знамя Мира как можно быстрее покрыло всю Землю».

Директор Воложинского краеведческого музея Н.П.Ловчая представила доклад под названием «Николай Константинович Рерих и Фердинанд Рущиц – перекрёстки культуры. Памятники архитектуры Воложинского района», в котором рассказала о том, как в своё время воложинец Фердинанд Рущиц учился в Петербургской академии художеств под руководством Архипа Куинджи вместе с Николаем Рерихом, об их знакомстве и общении. А также рассказала об исторических памятниках Воложинского края и о той работе, которая ведётся органами власти по их содержанию.

Интересный доклад под названием «Образ Преподобного Сергия Радонежского в творчестве Н.К.Рериха» представил первый заместитель Председателя Отделения В.М.Попов. В своём докладе Владимир Михайлович рассказал о том, что прошло более шести веков с момента ухода Сергия Радонежского, но его воздействие, влияние продолжается и поныне на лучших представителей русской культуры, каковым и являлся Николай Константинович Рерих, один из тех, кто сыграл важнейшую роль в формировании и развитии Духовной революции в России. Временами казалось, что Рерих как бы продолжает идеи Сергия, развивает их, вскрывает их жизненность. Его, как и Сергия Радонежского, отличала широта исторического мышления. Оба они считали, что культурное, нравственное строительство является главным в любом строительстве, что оно основа всему. Тот настрой, который был присущ Сергию, нередко одухотворял рериховские полотна. И тогда в них возникал чудесный сплав мужества, красоты и глубокого проникновения в суть Времени.

Интересный анализ трёх картин Н.К.Рериха, посвящённых Сергию Радонежскому, провёл Владимир Михайлович. Одна из них «Святой Сергий Радонежский», а две других имеют одно и то же название «Сергий Строитель», но написаны в разное время с разницей в 15 лет. Два, казалось бы, совершенно одинаковых варианта картины: одна и та же сюжетная линия, одно и тоже композиционное построение, смысловое содержание, цветовая и световая палитра красок, написаны художником с разницей всего лишь в 15 лет, один в 1925, другой в 1940. Но при более тщательном анализе и изучении этих работ обнаруживается совершенно очевидная разница и смысл содержания того, что хотел донести автор до зрителя. Что могло произойти за столь короткий промежуток времени, какая невидимая грань пролегла между событиями, изображёнными на одной, чтобы автор кардинальным образом изменил сюжет и смысл  другой, задается вопросом Владимир Михайлович. И проводит интересный анализ. Так, иногда на передний план художник помещает засохшее или сломанное дерево. Оно воплощает идею о быстротечности жизни и ее неизбежном конце.

Н.К.Рерих на картине 1925 года изображает не одно сухое дерево. На переднем плане, там, где трудится Сергий,  вообще нет живых деревьев. Все ветви на них как будто сломаны. Подобное может произойти только в одном случае, когда дерево абсолютно сухое и в нём нет жизни. От него остаётся практически оголённый ствол.

Лес - собирательный образ народа, нации. Его духовную, нравственную силу, те события, которые происходили в России, и характеризовали такое удручающее состояние общества и воспроизвёл Николай Константинович в 1925 году.

На картине же 1940 года, наоборот, все деревья укрыты снегом. Красивый зимний лес. Снег на ветвях лежит огромными пышными шапками. Даже заметна и ощущается его тяжесть. Ветви настолько провисли, что кажется не выдержать им этого напряжения.

И русский народ был готов преодолеть и вынести все невзгоды и трудности, которые выпадут на его долю  22 июня 1941 года.

В заключение работы круглый стол принял резолюцию, в которой, кроме всего прочего, предлагается внести предложение в правительственные органы РБ по узакониванию в Республике Беларусь Всемирного Дня Культуры 15 апреля в качестве государственного праздника.

После окончания работы круглого стола Г.В.Шестиреков вручил Благодарственные письма Отделения и.о. начальника отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Воложинского районного исполнительного комитета Кононович Анне Михайловне, директору ГУ «Воложинская центральная районная библиотека» Шингер Марие Зигмундовне и директору ГУ «Воложинский краеведческий музей» Ловчей Наталье Павловне за содействие и помощь в организации и проведении Международного выставочного Проекта Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха. История и современность» в ГУ «Воложинская центральная районная библиотека» в мае – июне 2021г.