12.02.2021 08:38

Рериховские чтения, посвящённые теме сотрудничества, прошли в Минске

РЕРИХОВСКИЕ ЧТЕНИЯ В БЕЛАРУСИ

«ТЕМА СОТРУДНИЧЕСТВА В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ РЕРИХОВ»

Община

272. Мир есть венец сотрудничества. Знаем много равнозначащих понятий — сотрудничество, содружество, община, кооператив — те самые сердечные объединительные основы, как маяки во тьме. Не пугаться должны люди при мысли о счастье ближних, но радоваться нужно, ибо счастье ближнего есть наше счастье. Подвижники не покидают Землю, пока не исцелены страдания. Целое содружество может легко лечить раны друга — только нужно развить искусство мыслить во благо. И это не легко в обиходе хлопот. Но примеры подвижников могут ободрить и влить новые силы.

Тема сотрудничества всегда сопровождала все культурно-просветительские инициативы Международного Центра Рерихов. В 2020 году эта тема начала звучать все чаще и чаще. Основам сотрудничества уделяется большое внимание в книгах Учения Живой Этики, письмах и книгах Е.И. Рерих, Н.К. Рериха, Ю.Н. Рериха, С.Н. Рериха. В воспоминаниях о семье Рерихов много говорится о той силе объединения для творческого сотрудничества, который нес в себе каждый из семьи Рерихов.

Если проследить жизнь и творчество истинных подвижников Культуры, которые внесли большой вклад в развитие науки, искусства, философии, организации творческих инициатив на основе гуманистических идей, мы увидим проявление космических законов, описанных в Учении Живой Этики. Именно эти законы являются залогом эволюционного развития человека и Вселенной. Дружба, Братство, содружество, творческий коллектив, научное объединение, основанные на истинных законах бытия, несут прекрасные возможности к преображению жизни как человека, так и окружающего мира.

31 января 2021 года на базе Минской областной библиотеки им. А.С. Пушкина (Республика Беларусь) в белорусском Отделении МЦР прошли Рериховские Чтения «Тема сотрудничества в жизни и творчестве Рерихов».

А.А. Лебеденко, кандидат педагогических наук, кандидат философских наук, заместитель руководителя Объединенного Научного Центра проблем космического мышления Международного Центра Рерихов, вице-президент Международного комитета по сохранению наследия Рерихов (г. Москва), в своем видеодокладе «Основы сотрудничества и общины», прежде всего, обратил внимание на то, что расширение сознания есть сотрудничество с эволюцией. Эволюция в космосе происходит под руководством Иерархия Светлых Сил и всякий человек, в силу особенностей внутренней природы, воспитанности сознания, способен притягивается в сферу созидательных действий добра и сознательно или бессознательно уявить сердечное сотрудничество, под незримым руководством Учителей человечества. Сотрудничество во Вселенной имеет своей целью дать всему дыханию Космоса форму и назначение, претворить ядро в неисчислимые проявления, увенчать планету Земля красотою. Человек, стремящийся к согласованности своих качеств, обязательно даёт Космосу сотрудничество по трём основным направлениям.

Первое. Глубинное сотрудничество, совершается по линии пылающего сердца с Миром Огненным. Сердце всегда считалось средоточием жизни. Так люди познали в сердце связь с Высшим. Именно в пределах жизни обычной утверждается сердечная этика. Cейчас время сердца. Нужно понять, что сердечные посылки усиливают Огненный Мир. Сотрудничество с такими степенями Огня нелегко!

Второе направление сотрудничества связано с построением перспективным и происходит при осознании и устремлении к мирам дальним.

Так мысль о совершенствовании и осознание дальних миров будут знаком радости. Воля познания двигает человека к пониманию смен жизни. Таким мышлением человек получает право на радость и при устремлении может приблизиться к сотрудничеству с дальними мирами. Язык духа является насущным для Тонкого Мира. Сила мысли станет зовущим началом грядущей эры сотрудничества.

Третий вектор сотрудничества, направленный по горизонтали, утверждает товарищество на доверии, как первичную форму кооперативного общежития во имя Общего блага. Нужно и важно ценить сотрудничество, крепкое доверием! Чуткие, умелые сотрудники будут всегда оценены.

Анатолий Андреевич в контексте своего выступления еще раз обратил внимание на определение сознания как лаборатории для всех ощущений, но творят ощущения мысли… все процессы сознания связаны с мыслью, которая является рычагом для всего, что в нём происходит. Воля творится мыслью, а мысль порождается волей – образуется колесо сотрудничества. Гармония взаимодействия воли и мысли утверждает путь неуклонного восхождения. Видеодоклад А.А. Лебеденко «Основы сотрудничества и общины», был иллюстрирован слайдами картин севастопольского художника-космиста Кирилловой Людмилы Леонидовны, члена Союза Художников России, члена Союза дизайнеров России, члена Ассоциации народных художественных промыслов Крыма, сотрудника Севастопольского городского фонда Рерихов (СГФР). Деятельность и творчество Л.Л.Кирилловой в методологической и практической плоскости иллюстрирует проникновение и применение художником основ сотрудничества.

«Зов звучнейший о сотрудничестве» – эти слова Н.К. Рериха очень точно отразили содержательный посыл видеовыступления Галины Шнайдер, председателя Правления Немецкого Рериховского Общества (г. Ремшайд).

Наверное, можно сказать, что не было эпохи в истории, когда от человечества требовалось бы бескорыстное сотрудничество и объединение как теперь. Можно заметить в международных отношениях попытки к объединению, но для такого объединения необходимо деятельное участие передовых личностей, которые стремятся к утверждению передовых идей и принципов гуманистического характера. Основная примета времени – все больше глобальных задач требуют коллективного решения. Е.И. Рерих писала 18 июня 1936 г.: «Создается эпоха общего Сотрудничества, общего дела и коллективной солидарности всех трудящихся, вне всяких классов. Самая насущная задача, встающая сейчас перед человечеством, есть именно синтезирование духовного с материальным, индивидуального с универсальным и частного с общественным». Также Е.И. Рерих обращает внимание на разные виды сотрудничества, реализация которых зависит от различной подготовленности сотрудников и возлагаемой ответственности. Так же в своем докладе Г.Шнайдер обращалась к работам Н.К. Рериха, который в одном из очерков обратил внимание на такое качество как взаимность в деле сотрудничества: «Ведь все чувства должны быть воспитаны. Но много истинной человечности и терпимости нужно проявлять, чтобы сама идея взаимности могла бы расти свободно и добровольно». Н.К. Рерих подчеркивал, что именно в культурной деятельности каждый может идти путем индивидуальности, но в сердечной взаимности и в каждом своем обращении к культурным сообществам он призывал мыслить во благо о Культуре: обмениваться идеями, поддерживать инициативы культурного строительства. Н.К.Рерих писал: «Культура, так тесно связанная с духовностью, прежде всего выражается в изысканном, многообразном творчестве. Творчество же в существе своем при единстве мировых законов всегда свободно, покоясь лишь на сознательной дисциплине духа. Эта сознательность духа приводит нас к сотрудничеству, тоже сознательному и строительному».

В видеодокладе «Тема сотрудничества в современной жизни согласно философии Живой Этики» Д.В. Дорохина, члена ИРО ВТОО «Союз художников России», доцента кафедры монументально-декоративной живописи и дизайна им. В.Г. Смагина ИРНИТУ, члена ИРОО «Рериховское культурное творческое объединение» (г. Иркутск) были проанализированы различные аспекты сотрудничества в условиях современного мира. Сейчас человечество во многих отраслях деятельности открывает для себя новые направления, которые превращаются в узко-специальные сферы деятельности. Главное в этой ситуации не забыть человеку о своем главном предназначении на Земле – реализации своего духовного потенциала. Вместе с тем вопрос совершенствования в профессиональной деятельности напрямую связан с сотрудничеством. Дмитрий Владимирович считает, что разрешение вопросов сотрудничества с использованием тех решений, которые дает творчество семьи Рерихов, стало насущной необходимостью в наши дни. Вся деятельность семьи Рерихов по созданию культурно-просветительских учреждений была направлена на поиск сотрудников и утверждение прекрасной идеи «Мир через Культуру». Один из творческих союзов был явлен сотворчеством Е.И. Рерих и Н.К. Рериха, который писал, что его картины должны были бы носить два имени.

Энергетическая концепция строения мира, мир как океан энергий, которая была представлена в Учении Живой Этики, дает нам понимание того, что за проявленным многообразием кроются незыблемые Космические законы мироздания. И понимание энергетической основы мироздания, законов бытия, даёт нам возможность понять и насущную тему сотрудничества. Вне зависимости от специальности каждый человек творит, занимается творчеством. Творчество реализуется через мысль человека и тем самым, мысль может сплотить и направить людей к осуществлению тех или иных творческих задач. Живая Этика раскрывает возможности реализации созидательного совместного творчества. В наше время концепция Н.К. Рериха «Мир через Культуру» является самой актуальной для сотрудничества и духовного восхождения каждого человека. И в свете энергетического мировоззрения ответственность лежит на каждом человеке – на что он будет тратить свою энергию. Каждый должен обрести ясное и осмысленное направление своего творчества и на основе этого будут формироваться творческие сообщества, согласно закону созвучия.

Особое место в теме сотрудничества занимает защита Наследия семьи Рерихов, общественного Центра-Музея им. Н.К. Рериха (г.Москва) В свете сегодняшних событий защита расширяется – нужно защищать и работу грамотных ученых-рериховедов, и деятельность Международного Центра Рерихов, основанного С.Н. Рерихом.

«Общественный Центр-Музей имени Н.К. Рериха» – выступление Председателя Отделения МЦР в Республике Беларусь Попова Владимира Михайловича касалось защиты имени и наследия Рерихов и той ситуации, связанной с общественным Центром-Музеем имени Н.К. Рериха в Москве, которая сложилась на сегодняшний день. Актуальным для мировой общественности является спасение и сохранение наследия всей семьи Рерихов, которое было безвозмездно передано в Россию их младшим сыном, Святославом Николаевичем Рерихом. В соответствии с волей С.Н. Рериха, руководством страны была выделена усадьба Лопухиных для размещения на ее территории общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха. Более двадцати пяти лет МЦР и его общественный Центр-Музей имени Н.К. Рериха сохраняли наследие Рерихов и за этот период приумножили его, проводя широкую исследовательскую, культурно-просветительскую и миротворческую деятельность в России и за рубежом. За время нахождения в усадьбе Лопухиных Международный Центр Рерихов показал себя добросовестным хранителем памятника архитектуры XVII–IXX вв. Безо всякой финансовой помощи со стороны государства, исключительно за счет народных пожертвований МЦР осуществил уникальную реставрацию зданий усадьбы Лопухиных, отмеченную высокими государственными и зарубежными наградами. Заслуга возвращения усадьбы к жизни, превращение её в уникальный международный культурный и научный центр по исследованию, популяризации наследия Рерихов, принадлежит, прежде всего, Людмиле Васильевне Шапошниковой, известному ученому-востоковеду, писателю, философу, заслуженному деятелю искусств РФ, академику Российской академии естественных наук (РАЕН) и Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского (РАКЦ), доверенному лицу Святослава Николаевича Рериха.

Тем не менее, это не воспрепятствовало на глазах у мировой общественности музею Востока при поддержке Министерства культуры РФ в апреле 2017 года совершить акт вандализма и преступление против Культуры: полностью разрушить уникальную экспозицию Центра-Музея имени Н.К.Рериха и вывезти абсолютно все предметы искусства, более 16 тысяч единиц музейного хранения, из усадьбы Лопухиных, лишив тем самым организацию наследия, которым оно владело на законных основаниях, а мировую общественность уникального Центра-Музея имени Н.К.Рериха.

Усадьба Лопухиных решением Правительства страны была предназначена для размещения в ней общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха и наследие Рерихов непременно должно вернуться туда, где оно находилось более четверти века. Все другие варианты использования этой усадьбы являются актом пренебрежения к имени деятеля мировой культуры и великого сына России, который своим творчеством на века прославил свою родину.

Логинова Марина Юрьевна, директор Музея жизни и творчества семьи Рерихов Харьковского Культурного Центра имени Н.К.Рериха, член Европейской Ассоциации поддержки МЦР и его общественного Музея имени Н.К.Рериха подготовила видеодоклад «Формы сотрудничества с общественными организациями в защиту Международного Центра Рерихов». Сотрудничество в защите Наследия семьи Рерихов и общественного Центра-Музея им. Н.К. Рериха имеет большое значение сейчас, и речь идет о международном сотрудничестве организаций. М.Ю. Логинова считает, что чем больше в защиту МЦР будет проводиться международных форумов в различных странах с привлечением культурной общественности, тем большую поддержку получит МЦР. 20 декабря 2020 г. состоялось онлайн-совещание актива рериховского движения по поводу создания в усадьбе Лопухиных экспозиции, посвящённой И.Антоновой. Также 16 января 2021г. прошло совещание участников рериховских организаций Украины и представителей международной культурной общественности «Наследие Рерихов и Усадьба Лопухиных». Марина Юрьевна озвучила решение совещания для широкого распространения, в котором особое внимание уделяется расширению контактов рериховских обществ с культурными и научными деятелями для ознакомления с правдивой информацией о реальном положении дел с Усадьбой Лопухиных и наследием Рерихов, а также для привлечения их к поддержке МЦР и поддержке Международного Центра Рерихов в его деятельности по сохранению наследия Рерихов и выполнению волеизъявления С.Н. Рериха относительно размещения в Усадьбе Лопухиных Международного Центра Рерихов и его общественного Музея имени Н.К. Рериха (полный текст решения опубликован на сайте МЦР в разделе «Новости» 31.01.2021 г.).

Рассмотрение такого аспекта сотрудничества как Учитель-ученик завершило Рериховские чтения. Волков Анатолий Валентинович, сотрудник белорусского отделения МЦР, подготовил сообщение по материалам электронной библиотеки МЦР под названием «Не люблю учить, но лишь передавать знания. Е.И. Рерих». Е.И. Рерих, создавшая в сотрудничестве с Учителями Востока Учение Живой Этики, которое является синтезом многовековых знаний Востока и Запада, отвечала на вопросы своих корреспондентов и учеников. Просто, доступно, по сознанию она умела разъяснять сложнейшие вопросы о космических законах, о смысле человеческого существования, о нелегком пути ученичества, о Великих Учителях человечества, их жертвенном труде ради спасения нашей планеты. Тема доверия и преданности проходит через все творчество Е.И. Рерих, раскрывает наиболее полно наивысшее сотрудничество, которое устанавливается между Учителем и учеником на пути самосовершенствования человека. В письмах Е.И. Рерих можно найти простые формулы преображения жизни. По мнению Елены Ивановны не уход от жизни, не магические формулы, а преданность Иерархии, применение Учения Живой Этики в жизни и работа на общее благо являются главными ключами ко всем духовным достижениям. Прежде всего, Елена Ивановна и Николай Константинович стали учителями жизни для своих сыновей, которые рано смогли проявить свой богатый духовный потенциал.

Тема сотрудничества в науке и искусстве была рассмотрена Захаровой Татьяной Святославовной, сотрудником белорусского отделения МЦР на основе публикаций МЦР.

Принято, что о сотрудничестве говорят чаще всего, когда коллектив, сотрудники организовывают и выполняют какую-то совместную работу. Однако Учение Живой Этики раскрывает тему сотрудничества в творческом процессе. Например, о синтезе сказано следующее: «Синтез следует понять как прибор лаборатории жизни. Запомним это определение. Ум, вступивший в степень синтеза, делается продуктивным, моральным, обобщающим, нераздражительным, умеющим терпеливо являть сотрудничество Иерархии. Как объяснить преимущество синтеза тому, кто не думает о Вечности и ограждается тупостью от всех зовов? ....» (Иерархия, 326).

О Юрии Николаевиче Рерихе, говорят как о носителе синтеза. Притягательной силой Юрия Николаевича была, конечно, духовность. И как ученый он владел двумя путями Знания: научным в западной традиции, или интеллектуальным, и восточным, или духовным, не исследованным и не объясненным в терминах современной науки.

Ю.Н. Рерих был известным ученым-востоковедом, к нему приезжали в Индию, чтобы учиться, также он вел научную работу с другими учеными-востоковедами. Приехав в Советский Союз в конце 50-х годов ХХ в. Ю.Н. Рерих развил бурную деятельность. И когда он стал преподавать, то его ученики со временем поняли, как Ю.Н. Рерих пытался донести знания или открыть путь к знаниям, раскрыть то, что знал сам. Одна из граней такого понятия как сотрудничество между Учителем и учеником раскрывалась при занятиях с Юрием Николаевичем.

Древние знания нельзя изучать по частям, ибо они представляют собой неразрывную целостность, которая не постигается привычным для нас способом, но требует внутреннего постижения, одномоментного схватывания. Для этого недостаточно развития одного только ума, необходимы тренировка и преобразование личности в целом. Именно таким тренингом и занимался в своей педагогической деятельности Ю.Н. Рерих, передав этот навык своим ученикам.

Древний текст может оказаться и, как правило, оказывается выше и мудрее своего исследователя. Только с такой позиции, которая должна быть сформирована мудрым Учителем, и может ученик схватить целостную сущность восточных учений. Эта позиция исследователя предполагает необходимость учиться у текста, выявлять, с какой целью он написан, какой смысл в нем заложен, какой несет в себе энергетический заряд. Отношение к тексту должно быть личностным — необходимо понять, что именно текст хочет сказать лично тебе, ибо древние тексты обращены не ко всем вообще, но к каждому отдельному человеку, к личности.

Татьяна Яковлевна Елизаренкова, ученый-востоковед, вспоминала, как группа аспирантов под руководством Ю.Н. Рериха переводила философские тексты из Махабхараты. И она вдруг предложила очень удачный перевод какого-то фрагмента, и Ю.Н. Рерих отметил, смотрите, какое хорошее решение предлагает Татьяна Яковлевна. Когда прошло некоторое время, Татьяна Яковлевна поняла, что Ю.Н. Рерих протянул ей руку помощи, подтолкнул к прекрасному переводу: наиболее ясному и красивому. Это произошло не прямо, а косвенно: Учитель подвел ученика к решению, до которого ученик «дорос». Так под руководством чуткого и мудрого Учителя ученик идет вперед, к новой вершине творчества.

С.Н. Рерих размышлял о сотрудничестве в искусстве, в таком жанре как портретная живопись. Чрезвычайно важным фактором, он считал, была и остается также степень согласованности между художником и моделью. Бывает так называемое сотрудничество, молчаливое общение — и в результате возникает прекрасное полотно или скульптура, которые несут в себе некую, не поддающуюся измерению частицу присутствия модели. Он говорил, что модель, которая исполнена желания сотрудничать с художником, служит не только своим личным интересам, но интересам искусства в целом, ибо дает каждому истинному художнику неограниченную радость возможности при сознательном сотрудничестве с моделью создать подлинное произведение искусства. И далее, продолжал развивать мысль о своеобразном сотрудничестве, взаимодействии произведения искусства и зрителя. Святослав Рерих считал, что творения искусства – это кристаллизация опыта и чувств и мыслей творца. Словно отпечаток духа на веществе. Картины пробуждают те же чувства, мысли, вибрации.

На пресс конференции Советского Фонда Рерихов 23 ноября 1989 года, С.Н. Рерих, призывая изучать жизнь и творчество Е.И. Рерих и Н.К. Рериха, также сказал: «Я уверен, что все мы будем согласны с их призывом к более счастливому, прекрасному миру. Этот призыв – он общечеловеческий. Это все человечество призывается в этом великом движении, движении объединения и совместной дружбы. Кажется это иногда очень сложным, трудным. Но, это не так сложно. Мы должны стремиться к чему-то более совершенному. И стремиться к этому всей нашей жизнью... Люди ищут, люди признают, что, да, нужно найти что-то новое, что-то особое: то-другое. Но вместе с тем людям трудно сойтись вместе и разрешить чрезвычайно простую проблему, т.е. проблему кооперации: как люди действительно могут жить вместе и жить лучше…».

Белорусское отделение МЦР надеется на дальнейшее обсуждение многогранной темы сотрудничества, основываясь на Учении Живой Этики и творческом наследии семьи Рерихов. На пресс-конференции Советского Фонда Рерихов 23 ноября 1989 года, С.Н.Рерих, призывая изучать жизнь и творчество Е.И.Рерих и Н.К.Рериха, сказал:

«Я уверен, что все мы будем согласны с их призывом к более счастливому, прекрасному миру. Этот призыв – он общечеловеческий. Это все человечество призывается в этом великом движении, движении объединения и совместной дружбы… Но вместе с тем людям трудно сойтись вместе и разрешить чрезвычайно простую проблему, т.е. проблему кооперации: как люди могут действительно жить вместе и жить лучше…»

Текст подготовила Т.С.Захарова