23.01.2021 14:51

«Вестник красоты» - выставка репродукций работ С.Н.Рериха открылась в г. Глубокое

23 января 2021 года в Центре традиционной культуры г. Глубокое состоялось открытие выставки репродукций работ С.Н.Рериха «Вестник Красоты».

Подготовили и организовали открытие выставки сотрудники Отделения Международного Центра Рерихов в Республике Беларусь Ирина Альсевич и Татьяна Захарова при активном сотрудничестве с руководством Центра традиционной культуры г. Глубокое. Активное участие в открытии выставки приняла друг Отделения Татьяна Клименок.

Имя Святослава Николаевича Рериха — живописца, ученого, просветителя, яркого общественного деятеля, человека многогранных талантов — широко известно во всем мире. Его кисти принадлежит несколько тысяч полотен, украшающих лучшие музеи Европы, Америки, Азии и России. За свои выдающиеся достижения в области культуры он удостоился высоких правительственных наград многих стран. Диапазон его научно-исследовательской деятельности также был необычайно широк — это ботаника и орнитология, археология и медицина, химия и минералогия.

На открытии выставки музыкант, преподаватель детской школы искусств г. Глубокое Ралович Дарья (флейта), создала лирическое настроение , исполнив фрагмент из оперы «Князь Игорь» А.Бородина («Половецкие пляски»).

Директор Центра традиционной культуры Светлана Александровна Ковальчук напомнила, что в 2015 году в городе прошла выставка репродукций картин Н.К.Рериха «Страна гармонии и света», а теперь в 2021 году у нас есть возможность познакомиться с творчеством художника С.Н.Рериха – сына Н.К.Рериха.

Как отмечал сам С.Н.Рерих: «<…> истоки моего искусства неразделимо связаны с Н[иколаем] К[онстантиновичем]». В то же время, продолжая в живописи традиции своего великого отца, Святослав Николаевич пошел своим собственным путем. В его работах нет ни тени подражания. У каждого из художников, отца и сына, свой стиль и своя уникальная техника исполнения. Сам С.Н.Рерих писал: «Чтобы развиваться, нам надо учиться и заимствовать, никогда не опасаясь утратить нашу индивидуальность. Личность, искусственно охраняемая, не может выжить. Изучая и впитывая все лучшее в любой области достижений каждой страны и каждого народа, мы накапливаем тот необходимый запас впечатлений, который, в конце концов, претворяется – преобразованный нашей неповторимой индивидуальностью – в новую и более глубокую выразительность. Платон сказал: «Созерцая прекрасное, мы возвышаем себя»; эта истина веками провозглашалась всеми великими мыслителями». Преемственность основ творчества не была подражательностью. Николай Рерих называл сына мастером, отмечая эволюцию цвета в его картинах, симфоничность и гармонию полотен.

Уникальность творчества С.Н. Рериха многогранна. В его творчестве проявлен синтез культур Запада и Востока, открытые им приемы выражения красоты посредством создания цветовых ритмических созвучий оригинальны и еще не вполне осмыслены современным искусствоведением.

Интересную экскурсию по выставке провела Татьяна Захарова. Она обратила внимание присутствующих в зале на то, что экспозиция данной выставки «Вестник Красоты» представлена следующими разделами: жанровая и философская живопись, портретная и пейзажная живопись.

Татьяна Святославовна, в своём рассказе о художнике отметила о том, что, говоря о портретной живописи, как об одном из самых ранних жанров, С.Н.Рерих раскрывает тему сотрудничества художника и модели: «Чрезвычайно важным фактором была и остается также степень согласованности между художником и моделью. Бывает так называемое сотрудничество, молчаливое общение — и в результате возникает прекрасное полотно или скульптура, которые несут в себе некую, не поддающуюся измерению частицу присутствия модели» и заканчивает свою мысль так: «В заключение я хотел бы сказать, что модель, которая исполнена желания сотрудничать с художником, служит не только своим личным интересам, но интересам искусства в целом, ибо дает каждому истинному художнику неограниченную радость возможности при сознательном сотрудничестве с моделью создать подлинное произведение искусства».

Выставка репродукций работ С.Н.Рериха как бы иллюстрирует его призыв: «Будем стремиться к прекрасному!»

Одна из особенностей живописи С.Н. Рериха – светоносность красок палитры. Это отражение реального освещения, характерного для индийской природы. Недаром, при изучении живописи этого художника используют такие выражения как «красочные аккорды». «Блистающие краски, еще с детства запавшие в душу Святославу Рериху, симфонией звучат теперь практически в каждой его работе…», потому что живопись Святослава Рериха – это музыка, живое воплощение творческой мысли, устремленной к постижению тайны Красоты.

«Я всегда уже с детства увлекался природой, увлекался всем, что природа нам дает. И теперь ничто не доставляет мне столько удовольствия и радости как погружение в природу и читать ее книгу мудрости. Она разлита во всем: в крыльях бабочек, в сиянии кристаллов в цветах… И эта радость, которую я ощущал именно в контактах с природой, и есть ключ к моему творчеству, к моим картинам» – писал С.Н. Рерих.

Выставка репродукций работ С.Н.Рериха дает нам возможность понять, как философия художника, его мировоззрение, ведут к новым творческим достижениям по закону Красоты. Идеи, заложенные в Учении Живой Этики – философии космической реальности, нашли отражение и получили свое развитие в жизни и творчестве С.Н.Рериха.

Интересно, что на этой выставке в г.Глубокое посетители проявили живой интерес не только к личности С.Н.Рериха, но и к судьбе его наследия, где похоронен художник, каково было его завещание, к творчеству его брата – учёного-востоковеда Ю.Н.Рериха. Об Ю.Н.Рерихе стали расспрашивать до выставки: «А чем знаменит его брат?», и после. Благодаря публикациям, посвященным изучению творчества семьи Рерихов, архивных материалов, можно было ответить на многочисленные вопросы. Возникла также тема: «Где можно увидеть подлинники картин С.Н.Рериха. Хочется поехать и весь день посвятить Рериху!». Освещая сложившуюся ситуацию вокруг наследия семьи Рерихов, борьбу за исполнение воли С.Н.Рериха, который безвозмездно передал наследие семьи в Россию для создания общественного Центра-Музея им. Н.К.Рериха, сотрудники белорусского Отделения МЦР выразили надежду, что творческое наследие семьи Рерихов будет изучаться грамотными учеными-рериховедами как целостное явление в мировой культуре, а картины художников Н.К.Рериха и С.Н.Рериха будут экспонироваться в России, в музее им. Н.К.Рериха, согласно воле С.Н. Рериха.

«Если возьмем сравнить его достижения за последние годы, то можно видеть, как неустанно совершенствуется та же основная песнь красок. Форма и раньше была четкой и выразительной. Краски были сильны, но сейчас с каждым годом вы изумляетесь прозрачности и возвышенности этих красочных сочетаний. Будет ли это портрет, или этюд лица, или пейзаж — во всем будет и воздушность, и убедительность, и какой-то совершенно особый, присущий ему реализм. Этот реализм, конечно, скорее может быть назван реальностью, но никак не условным реализмом, как его понимали в недавнем прошлом» (Н.К.Рерих).

В заключение руководство Центра традиционной культуры г. Глубокое и
слушатели, поблагодарили организаторов выставки за прекрасную выставку и
интересную экскурсию и пожелали им дальнейших успехов в их благородном
труде во благо Культуры.

http://vg-gazeta.by/2021/01/23/%d0%b2-


 

 

 

Фотогалерея