05.02.2019 17:48

День памяти Святослава Николаевича Рериха

аааааОднажды Готаму Будду спросил его верный последователь – "Учитель, разве не половина всей нашей жизни состоит из дружбы с прекрасным, связи с прекрасным, общения с прекрасным?" И Будда ответил: "Не говори так, Ананда, не говори так, не половина нашей жизни, а вся наша жизнь"...

С. Н. Рерих. Цветы взаимопонимания.

ааааа30 января 2019 года в зале Общественно-культурного центра «Маяк» в городе Бресте состоялся памятный вечер, посвященный дню ухода с земного плана всемирно известного культурного и общественного деятеля, художника, ученого, писателя и философа Святослава Николаевича Рериха (23.10.1904–30.01.1993). Вечер был организован сотрудниками ОМОО «Международный центр Рерихов». В начале вечера в исполнении Анатолия Волкова и Натальи Неровновой прозвучало «Граве» из Концерта для скрипки и струнного оркестра чешского скрипача и композитора Йиржи Антонина Бе́нда и показан отрывок из фильма о С. Н. Рерихе «Вестник Красоты».

ааааа«Понесем весть о Красоте в каждое сердце, в каждый дом. Пусть стремление к прекрасному будет нашей повседневной молитвой. Поиски красоты, это то, что сблизит людей и спасет Мир. В трудные минуты жизни мыслите о Красоте. Так среди вражды и смятений и исканий в последнее десятилетие нашего века в эпоху планомерного насаждения культа безобразия, когда тьма сгустилась до предела на весь мир зазвучала благая Весть Красоты», – каким-то новым благозвучием вознесся голос, зовущий к прекрасному. Это был голос Святослава Николаевича Рериха, великого сына великого отца. Голос гражданина Индии и патриота России.

аааааОн ушел из жизни совсем недавно. Еще в памяти этот горестный день утраты. Но ушел ли? Подлинно уходят лишь те, кто после себя ничего не оставляет. Если же человек оставляет такое наследие к изучению и освоению которого только еще начинают приступать, то о каком уходе может идти речь. Вспомним как щедро одарил нас Святослав Рерих на двух планах бытия в сферах зримой и незримой красоты. Он гармонично сочетал в себе две гениальности: дар художника и дар мыслителя. Чем бы не занимался, где бы не проповедовал художник-философ Святослав Рерих, главным предметом его забот была духовно-культурная эволюция человечества, которая немыслима без воспитания внутреннего человека. Эссе «Мысли» из книги «Врата в высшую жизнь», написанное им в апреле-мае 1971 года, позволяет нам еще глубже понять нашего великого соотечественника, художника, мыслителя-гуманиста, ученого, просветителя, общественного деятеля планетарного масштаба. Вот некоторые фрагменты этого эссе, прочитанные на памятном вечере, проиллюстрированые картинами Святослава Николаевича Рериха.

аааааГлубинная радость, неописуемая, безмерная, нисходит на нас, когда наш дух возносится к высшим планам бытия. Это чувство приходит изнутри, как бы воспламенившись в нас благодаря настройке на высшие вибрации духовной жизни. Радость эта излучает свой особенный серебристый свет, обволакивающий наше восприятие.

аааааМолитва, этот мощный порыв и усилие нашего внутреннего «я», направленные в сферы беспредельного бытия, может пробудить, может воспламенить в нас особого рода энергию, подобную пламени, огню, некому излучению, ощущаемому как волны радости, счастья, свершения и осознания. Точно это пробуждение в новый, более яркий свет. Эта внутренняя волна будет нарастать, питаемая нашей решимостью переродиться, жить иной жизнью в осознании Беспредельности.

аааааМы должны постоянно пытаться настраиваться на высшую жизнь. Это внутреннее усилие будет расти и крепнуть, оно даст нам новые ощущения и постепенно подымет на другой план бытия.

аааааВнутренняя молитва – не что иное, как безмолвное осознание. Христос говорил, что в будущем люди будут молиться Богу в своем сердце. Это безмолвная, сердечная молитва русских православных пустынножителей и странников. Это практика фактически каждой религиозной школы в ее эзотерической сфере. Это внутреннее усилие, будучи развитым, и есть тот рычаг, которым двигают горами. Поистине, нет предела развитию этой чудесной силы. Каждое сокровенное учение в тех или иных выражениях говорит об этой наивысшей силе. Это энергия, которой подчиняются все остальные. Хотя у большинства из нас она находится в зачаточном состоянии, все же она есть и может быть развита, если мы всего лишь научимся подыматься над нынешним уровнем своих каждодневных забот. Это относится и к очень образованному человеку.

аааааЭтот невыразимый покой, словно исходящий от бездонных и безграничных долин. Этот покой, что рожден простором. Пространство, поглощающее все незначительные шумы, вбирающее их в вибрации Космоса, позволяя нам осознать лишь общее звучание всех мириад голосов Жизни.

аааааНота Фа – символ звука Природы. Голос Природы… Вглядываясь в безмолвные пропасти, начинаешь осознавать иную Жизнь, всепроникающую Жизнь, – ту, что беззвучно говорит с вами, и вы осознаете ее, прежде чем сможете ее услышать. Сколь многие пытались выразить эту незримую связь с Природой. Сколь многие пытались измерить глубину голоса Природы. Мы можем погружать свои мысли в Бесконечность, и они, уйдя одна за другой, никогда не возвратятся к нам. Так что реальность станет казаться нереальной, ненужной, и нить нашего сознательного восприятия реальности окажется подвешенной в бездне Бесконечности.

аааааСуществует внутренняя сила, порождение не только сильного характера, но и пламенного убеждения – Вера. Она не является убеждением какого-то особого рода, хотя и может придерживаться определенного направления мысли, как правило, по ассоциации. Эта внутренняя крепость или сила приходит с настройкой на планы энергии Бесконечности, с обретением способности быть проводником для нее, с одной стороны, и с другой – с ростом этой силы в человеке через контакт с высшими сферами этой Энергии, когда некие Реальности становятся для нас очевидными, выходя за пределы простых умозрительных построений. Это знание начинает жить в нас как часть нашей Жизни. И точно также, как мы упражняем определенные функции, зная, что мы в состоянии это делать, – мы упражняем и эту новую найденную энергию, ибо она нам уже известна. Люди более высокого уровня развития имеют и больший контроль над этой энергией, у менее развитых для этого меньше возможностей.

аааааМы всегда должны стремиться дать нашим детям истинное образование, которое нацелено на воспитание Внутреннего Человека.

аааааГуманизм, правильно понятый, содержит основы более совершенного Общества, и все мы должны прилагать усилия к тому, чтобы иметь ясное представление об основополагающих принципах более совершенного бытия. Юное поколение скоро столкнется с большими проблемами, порожденными нашей сложной внешней цивилизацией. Единственное их решение – воспитание и освобождение Внутреннего Человека. Мы должны ясно сознавать, ясно представлять себе качества, поведение и жизненную позицию Человека Совершенного.

аааааК этому мы все должны стремиться и всегда помнить, что никакой поверхностный подход не в силах разрешить серьезные проблемы Жизни, благосостояния Человечества. Давайте подымемся на более высокий план и тогда многие проблемы разрешатся сами собой.

аааааСчитая сознание неотъемлемой частью Материи, Святослав Николаевич считал, что оно пронизывает все слои материальности от мельчайших частиц вращающихся вихрей материи до самосознания высшего носителя разума на Земле человека. Сознание по сути и есть сама Жизнь, напитывающая все состояния и условия существования материи. Как человек наивысшей духовной самоорганизации Святослав Николаевич проникал разумом и сердцем в высшие слои чистой материи и тем самым Духотворил.

аааааСвятослав Николаевич восставал против узкого материального процветания без усиления морально-этических ценностей и считал, что оно в конечном счете приведет к бедствию. Морально этические качества человека крайне необходимы и в семейной жизни, устойчивой и надежной, которая имеет большое значение, как фактор стабильности общества, когда дети растут с ощущением прочного, крепкого стержня. Дети должны расти и развиваться в рамках определенных основополагающих морально-этических и высоконравственных принципов, заложенных в самый ранний период жизни до семи лет. Самые лучшие семейные и общественные устои и традиции должны развиваться и совершенствоваться беспредельно. Сам принцип Беспредельности Святослав Николаевич понимал, как прекрасную Мечту. Независимо от того, как далеко мы можем продвинуться в своем развитии, предел не может быть известен, и поэтому не имеет значения, какую религию мы исповедуем с абсолютной искренностью, верой и желанием совершенствоваться. Внутреннее побуждение и вера ведут человека вперед по пути восхождения и совершенствования даже если он вообще не знает, по какому пути следует идти.

аааааО своих самых потаенных мыслях и устремлениях Святослав Николаевич писал: «Часто я ловлю себя на том, что думаю о вещах, о которых я не могу или даже не осмеливаюсь писать. Слова не сказанные, мысли ни разу не выраженные. Но отчего? У меня нет никого, кому бы я мог поведать об этом, никого, кто бы понял, зачем все это. Мечты о Будущем, мечты о другом Мире и другом Человечестве. Я говорю и пишу много слов, выражаю много мыслей, но то, что я действительно думаю, то, что я действительно чувствую, остается невысказанным и незаписанным. Будет ли так всегда? Неужели все это так и останется невысказанным?»

аааааФильм Н. С. Бондарчук «Памяти С. Н. Рериха посвящается» продолжил повествование об этом высоком духе.

аааааВ заключении прозвучали музыкальные произведения: «Размышление» Ж. Масне, «Аве Мария» И. С. Баха-Ш. Ф. Гуно, «Ария» И. С. Баха, «Лебедь» К. Сен-Санса, «Кантабиле» Н. Паганини и «Прелюдия» Ф. Крейслера.