Monday, 09 July 2018 13:51

Роль экспедиции Рерихов «ПО СТАРИНЕ» в формировании культурологических взглядов Н.К.Рериха

В первой половине ХХ века Н.К.Рерих выдвинул культурологическую концепцию «Мир через Культуру», которая явилась основой международного Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакта Рериха). Как считает С.Н.Иконникова, в этом сочетании  «Мир» и «Культура» не случайно написаны с большой буквы. Их роднит единство, нерасторжимость существования, взаимная необходимость для будущего и настоящего, общность гуманистических идеалов.

Н.К.Рерих считал, что войны и разрушения исторических памятников не прекратятся, пока человечество не осознает, что же такое культура во всей ее глубине и значимости. Только понимание эволюционного значения культуры, осознание того, что культура есть панацея от всех  кризисов человечества, что в ней – решение всех его проблем, в ней – путь к сотрудничеству между народами и эволюционное восхождение человека, принесет человечеству долгожданный мир. Именно эту новую идею – объединение через Культуру – дал миру Н.К.Рерих. Концепция культуры Н.К.Рериха,  как основы человеческой жизни и движущей силы космической эволюции человечества, пока ещё недостаточно осознана. В рамках самого Пакта был утвержден предложенный Н.К.Рерихом отличительный знак, которым предполагалось отмечать защищаемые объекты культуры. Этим знаком было «Знамя Мира» – белое полотнище, на котором изображены три соприкасающихся амарантовых круга – прошлые, настоящие и будущие культурные достижения человечества, окруженные кольцом вечности. Знак Знамени Мира можно трактовать и так: синтез науки, искусства и религии в едином круге Культуры. Знамя Мира –  символ культурной преемственности, т.к. без прошлого нет будущего.Согласно философскому мировоззрению Н.К. Рериха, культура как таковая, рассматривается в качестве одного из важнейших устоев эволюции, без энергетики которого невозможна была и сама эволюция человечества. Согласно концепции приоритета культуры в системе культура-цивилизация (по Н.К.Рериху), сохранение и обогащение культурного наследия способствует формированию позитивной энергетики культурного поля, вне которого человек не может развиваться и эволюционировать. Таким образом, человечество теряет богатство возможностей эволюционного развития из-за войн и разрушения культурного наследия. Культурологическая концепция Н.К.Рериха, основанная на ведущей роли Культуры в системе взаимодействия Культура-цивилизация, является наикратчайшим путем установления и сохранения мира и истинного сотрудничества между народами. Н.К. Рерих.

Изучая этимологию слова «Культура» Н.К.Рерих обращал внимание на то, сам латинский корень «культ» имеет очень глубокое духовное значение, тогда как «цивилизация» в корне своем имеет гражданственное, общественное строение жизни.

Философское мировоззрение Н.К.Рериха складывается в удивительное время Духовной революции в России – на рубеже 19 и 20-го веков. Именно в это время, отмечает Л.В.Шапошникова, начинает формироваться новый четвёртый тип мышления в культурном поле России. Возникающий новый тип мышления не замещает предыдущий, а лишь дополняет, расширяет его, т.е. выводит уровень сознания на новый уровень постижения реальности. Так последовательно мифологическое мышление переходило в религиозное, затем последовал период формирования научного мышления, которое на рубеже 19-20 веков начало преобразовываться – в космическое. Л.В.Шапошникова отмечает, что « …Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи сыграли выдающуюся роль в труднейшем эволюционно-духовном процессе создания нового космического мироощущения, Рерихи создали уникальную философскую систему, названную Живой Этикой».

Н.К.Рерих был незаурядным человеком, широко мыслящим, переживающим свою связь с историческими явлениями. Формирование культурологического мировоззрения Рериха происходило в неразрывной связи с идеями философов Серебряного века, также опиралось на глубокое знание прошлого, в результате чего Н.К.Рерих пришел к выводу, что в человеческой истории развитие важнейших направлений жизни было связано с культурой. Вопреки многим культурологам, он отделил культуру от цивилизации, доказав, что культура есть творчество духа, а цивилизация представляет материю человеческого обустройства. Будучи ученым, он делает вывод, что расцвет цивилизации всегда происходит благодаря расцвету Культуры.

Культурологические идеи Н.К.Рериха созвучны идеям таких философов как Иоганн Гердер, Владимир Фёдорович Одоевский и других.

В эпоху Просвещения в научный оборот философской западноевропейской мысли были введены такие понятия как «культура» и «цивилизация». Иоганн Гердер – крупнейший немецкий философ, создатель одной из первых версий естественного исторического развития природы и человеческой культуры. По мысли Гердера культура отличает человека от животного, культура есть второе рождение человека. В своих научных трудах Гердер последовательно анализирует группу культурно-исторических регионов, обращая внимание читателей на природные условия и традиции, населяющих их народов: каждый регион обладает специфическими культурными чертами, которые, с одной стороны подчёркивают его оригинальность, а с другой – представляют его как этап развития культуры вообще. Различные типы культур, размышляет философ, не должны разделять людей на «просвещенные и непросвещенные народы». Единая цепь культур имеет «… бесчисленные оттенки, цвета меняются с местом и временем». Подчеркивая единство человеческой культуры, философ объясняет его – общей целью всего человечества, которая состоит в стремлении обрести «истинную гуманность». В рамках данной конференции, небезынтересно будет отметить, что в 1764 г. Гердер переехал в Ригу, где успешно сочетал деятельность священника с педагогической работой и литературными занятиями, достаточно быстро завоевал популярность.

Культурологические взгляды Н.К.Рериха пересекаются с философскими воззрениями русскогописателя и мыслителя эпохи романтизма Владимира Фёдоровича Одоевского, который рассматривал культуру как единство трёх исходных элементов: Науки, Искусства и Религии. От гармоничного сочетания и равновесия этих культурных начал зависит благополучие общества, а нарушение равновесия приводит общество к гибели или застою. Одоевский утверждал, что задача культурно-исторического развития заключается в достижении всесторонней полноты культурообразующих начал. Ведущей силой культурно-исторического развития Одоевский считал интеллигенцию – «образованное меньшинство» и определял главное направление деятельности национальной интеллигенции – «просвещение», т.е. наращивание темпов культурного и научно-технического прогресса. Высоко Одоевский оценивал роль культурного обмена. Он считал, что изоляционизм ослабляет национально-культурную деятельность, а культурный обмен, наоборот усиливает самостоятельное творчество народа. Поэтому он отстаивал значимость межкультурной коммуникации как катализатора национального сознания.

«Путешествие по Старине» Н.К.Рериха и Е.И.Рерих явилось одним из мощных этапов «творческой проработки» культурно-исторического наследия Родины. В творчестве Рериха ярко выражен синтез процесса осмысления с научной точки зрения культурного многообразия и влияния различных культурных традиций на архитектурный стиль древнерусских городов в путешествии от Казани до границы литовской и процесса освоения навыков древней живописи, искусства древнерусской иконописи. В итоге художник изучил старинное искусство икон и стенной росписи во всех её школах, во всех эпохах.

Н.К.Рерих видел в красоте архитектуры древних городов – особенности культурной жизни народа, его устоев и мировоззрения. Колорит древнерусского зодчества, по мнению Рериха, складывался из «достояний народов далеких и даже незнакомых друг другу». С 1903 по 1904 гг Н.К.Рерих создаёт серию этюдов «Каменная летопись Руси», в которой ярко проявляется творческий метод художника: духовно прозревая эпоху рождения архитектурного ансамбля, художник обращался к традиционным или каноническим образам, в результате чего старина на полотнах Н.К.Рериха оживала, мощно звучала своей самобытной музыкой, духовной мощью. Постижение культуры Руси-христианской имело в дальнейшем своё продолжение: пройдёт время и появятся работы художника на тему христианства, исполненные в виде росписей и эскизов мозаик для российских храмов. В паломничестве по древнерусским городам Н.К.Рерих шел от изучения культуры славян и варягов к освоению византийской культуры, которая в средние века оказала влияние и на Запад, и на Русь. В дальнейшем Николай Константинович определит, что корни культуры ведут еще дальше: «Через Византию грезилась нам Индия, вот к ней мы и направляемся».

Именно в «Путешествии по Старине» рождается мысль о «сохранении святынь народных», которая реализуется в подписании международного договора по защите культурных ценностей всех времен и народов – Пакте Рериха. Создание знака Знамени Мира связано с иконой А.Рублева "Святая Живоначальная Троица" Свято-Троицкой Сергиевской Лавры. «Именно этот символ – символ древнейшего Христианства, освещенный для нас также и именем Св.Сергия, подсказал мне наш знак, смысл которого и выражен на прилагаемом снимке, сохранив все элементы и расположения их, согласно иконе Рублева», –напишет в письме Н.К.Рерих. Одним из результатов «Путешествия по Старине» явился доклад Н.К.Рерих в Императорском Русском Археологическом обществе по теме «Из прошлой и настоящей жизни русского искусства» о плачевном состоянии исторических памятников и о необходимости принятия срочных мер по их охране. Развивая мысль В.Ф.Одоевского о задаче национальной интеллигенции, которая состоит в просвещении, Н.К.Рерих в своем докладе обращает внимание на важную роль формирования «общественного мнения», как единственной силы, способной охранить наши святыни, говорит о необходимости формирования достойного отношения к ценностям культуры. В годы подписания Пакта Н.К.Рерих приходит к выводу: «Можно расходиться в путях цивилизации, можно спорить о признаках прогресса, но невозможно не учуять понятие Культуры, сокровищницы всего возвышающего, путевого столба истинной эволюции. Каждый живущий и мыслящий понимает также и ответственность свою перед сложением светлого будущего».

У нас в Беларуси многие, знакомясь с биографией и культурологическими идеями Н.К.Рериха в рамках международного выставочного проекта МЦР «Пакт Рериха. История и современность» и выставки репродукций картин Н.К.Рериха «Обитель Света», отмечают, что через любовь к своей Родине, благодаря изучению культуры России от самых её истоков сформировалась самобытная глубина философии и творческого стиля Н.К.Рериха. Путешествуя по всему миру, изучая особенности культур народов мира, Н.К.Рерих посвятил много полотен духовным Учителям человечества, их заветам и при этом оставался русским художником, неразрывно связанным с традициями русской культуры. «Для народа русского мы трудились…», – напишет о себе и своей семье Н.К.Рерих

Синтез творчества Е.И.Рерих и Н.К.Рериха состоялся благодаря глубокому изучению культуры России и особенностей многообразия мировой культуры, в результате чего была создана философия Космической реальности – Живая Этика. Миссию России Рерихи видели в объединении народов на почве истинного культурного сотрудничества, в утверждении миротворческой концепции – «Мир через Культуру».