18.06.2018 19:43

Рериховские чтения в Минске

Когда-то высказывание великого русского писателя Фёдора Михайловича  Достоевского: «Красота спасет мир» было осмыслено великим русским художником, мыслителем, путешественником, общественным деятелем Николаем Константиновичем Рерихом и воплотилось в утверждении «Осознание Красоты спасёт мир». Размышление над тем, что же такое Красота и в чем заключается эволюционное значение Красоты в свете идей философии Живой Этики, является одной из важных тем многих статей, докладов и научных трудов. В своё время Людмила Васильевна Шапошникова постаралась осветить эту тему в монографии «Тернистый путь Красоты». Живая Этика понимает Красоту, по выражению Л.В. Шапошниковой, как «таинственное дуновение Инобытия, из которого она проливает в глубины нашей плотной материи тот Свет, без которого были бы невозможны ни эволюция этой материи, ни ее преображение в энергию духа», как «творящую силу самого Космоса», как «формообразующее начало человеческого сознания и человеческого общества», как «то, в чем себя выражает Высшее в нашем плотном мире». Этот научный труд пробудил интерес к изучению феномена Красоты у многих читателей с точки зрения синтеза науки и искусства.

10 июня Белорусское отделение Международного Центра Рерихов провело Рериховские чтения на тему «Осознание Красоты спасёт мир». На чтениях были представлены доклады и музыкально-художественные композиции. Так В.М. Попов подготовил музыкально-художественную композицию на тему очерка Н.К. Рериха «Он». Этот очерк Николая Константиновича воспринимается как белый стих, созданный по канонам восточной мудрости. Стихи, как и картины Н.К. Рериха, являются художественным воплощением идей Живой Этики. Внутренний компас героя стихов сориентирован на фигуру Учителя, которая является магнитом, притягивающим к себе все мысли автора. Вещественные приметы присутствия Учителя в нашей жизни рассеяны повсюду, однако различить их далеко не просто. Для этого требуется постоянная тренировка пристального внимания ко всему окружающему, исключающая личностный момент. Весь очерк «Он» пронизан знамениями Нового Мира.

Основываясь на Учении Живой Этики и письмах Е.И. Рерих С.И. Афанасьева предложила поразмышлять на тему «Красота в нашей жизни». Софья Ивановна рассмотрела, как деформировалось общение между людьми в  современном обществе, обратила внимание на то, что красивое мыслетворчество формирует и красивые, лаконичные фразы речи в условиях повседневности. С научной точки зрения речь, общение, взаимоотношения между людьми сознательно должны выстраиваться по законам Красоты и гармонии. Эти законы широко освещены в философии Космической реальности – Живой Этике.

Г.В. Шестиреков в своем докладе «Красота – главная движущая сила эволюции» отметил, что Красота возникает в таинственном пространстве Космического Магнита и все космические Веления соответствуют этой Красоте, все проявленные формы несут в себе энергетику этой Красоты. Красота, заключая в себе гармонию энергетики, превращает Хаос в Космос на всех уровнях. Являясь «образом и подобием Божиим», частью нерукотворной Красоты, а также своеобразным «мостом» между мирами различного состояния материи, человек открывает для себя творческую дорогу, ведущую его от рукотворной Красоты вновь к нерукотворной – от Красоты, создаваемой через физический мир плотной материи, к Красоте нерукотворной, творимой через духовный мир тонкой материи. Иными словами, путь эволюции человека идет от рукотворной Красоты, лишь освещенной Светом иных, Высших Миров, к Красоте нерукотворной, содержащей этот Свет в сути своей. В свою очередь Е.И. Рерих стремится напомнить о Красоте тем, на чьи письма приходится отвечать, называя её ведущим началом всей эволюции Миров: «Помните о КРАСОТЕ, которая является ведущим началом всей Эволюции Миров. Умаление, унижение, сведение всего до уровня сознания обывателя – не только недостойно, но равносильно рушению Святыни, пишет она. Елена Ивановна указывала – … «Невозможно понять простоту, красоту и бесстрашие людям, бредущим по пояс в предрассудках», и призывала своих корреспондентов идти «львами с Нами в неразрывной работе». Жизненный путь всей семьи Рерихов связан был с утверждением закона Красоты в творчестве человека, как субъекта Космической эволюции.

По закону Красоты возможно преображение государства при ведущей роли Культуры. Творческий опыт министра культуры Болгарии  Л.Т. Живковой в своем докладе рассмотрела Т.С. Захарова. Л.Т. Живкова наметила концепцию обширной национальной программы эстетического воспитания, которую предложила Центральному комитету БКП и правительству Болгарии. В основу этой программы она положила тот закон Красоты, который считала основой жизни и эволюции человечества. Особую роль в формировании мировоззрения Л.Т. Живковой сыграло её знакомство с творчеством и общественной деятельностью Н.К. Рериха: то лучшее, что могла почерпнуть в знании жизни Н.К. Рериха, его творчества и деятельности, она пыталась воплотить на своем творческом пути. Она считала, что, когда планете, человечеству необходима безотлагательная помощь в защите Культуры, никто не имеет права выжидать в борьбе между силами света и ретроградной косностью, сознательными гасителями вечного огня, ядовитыми излучениями разлагающегося сознания. Многогранные идеи Н.К. Рериха о жизненно важной функции культуры в эволюционном развитии человека и сохранения мира на Земле легли в основу мировоззрения Л.Т. Живковой. Применяя научный подход, Живкова предлагала изучить и овладеть законами, принципами и закономерностями, действующими в природе, чтобы уметь изменять действительность по законам Красоты, т.к. это есть самая прекрасная цель человека, достойная его как разумного живого существа.

Н.Н. Неровнова и А.В. Волков подготовили литературно-музыкальную композицию богато иллюстрированную живописными полотнами Н.К. Рериха. Была раскрыта тема «Музыка в жизни Н.К. Рериха» по материалам Т.В. Дидовой. Как все знают, Н.К. Рерих создал множество эскизов декораций и костюмов к постановкам опер и балетов как русских, так и зарубежных авторов (Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, И.Ф. Стравинского, М.П. Мусоргского, Р. Вагнера, Э. Грига и других). Н.К. Рерих писал очерки о музыке и композиторах и вёл переписку с ведущими музыкантами своего времени. Семья Рерихов постоянно слушала пластинки с классической музыкой, даже в тяжелых условиях ЦАЭ. В известной статье «Музыка сфер» Н.К. Рерих писал: «Не только продолжайте любить музыку, но постоянно утончайте это понимание, приближайтесь к ней, лично узнавайте ее больше; она откроет творчество ваше, напитает сердце ваше и сделает доступным то, что без гармонии и звука, может быть, навсегда осталось бы во сне. Смотрите на музыку как на раскрытие сердца вашего, а что же может быть и нужнее, и прекраснее, как не беспредельное в своей мощи и вместимости сердце?».

Рериховские чтения помогли каждому участнику раскрыть одну из граней синтетического понятия Красота. Чувство прекрасного живет в любом человеке, с давних времен человек стремится постигнуть загадку Красоты и тем самым преображает свою жизнь.

… А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

(Н.Заболоцкий)

Текст Т.С.Захаровой.

 

Фото Г.В.Шестирекова.