28.08.2017 04:43

Выставка репродукций Картин Н.К. Рериха «Обитель Света» в агрогородке Красный Берег Гомельской области

В агрогородке Красный Берег в Жлобинском районе Гомельской области, на берегу реки Добосна во время Великой Отечественной войны располагался один из крупнейших детских донорских концлагерей. В нем содержались дети в возрасте от 8 до 14 лет, которых насильно отнимали у матерей. У детей брали кровь для нацистских солдат и офицеров, а тех, кто оставался жив, отправляли в Германию. Но выживали немногие. В яблоневом саду установлен «Памятник детям-жертвам Великой Отечественной войны (1941-1945гг.).

 

А рядом в северной части Красного Берега находится красивейшая дворянская усадьба конца XIX века Козелл-Поклевских, построенная в стиле эклектики. Сохранившиеся объекты усадьбы — господский дом, флигель, хозяйственные постройки, кирпичная ограда, спиртзавод и великолепный парк в английском стиле. Усадьба отреставрирована, открыта для посетителей и используется также для проведения художественных выставок. Весь комплекс включен в туристический маршрут «Золотое кольцо Гомельщины». На политой кровью во время войн белорусской земле красота и горе часто соседствуют друг с другом.  Вот и едут туристы поклонится жертвам войны и увидеть прекрасное.

23 августа 2017 года в усадьбе состоялось открытие выставки репродукций Н.К. Рериха «Обитель Света», предоставленной Отделением МЦР в Беларуси. Первыми, кто услышал рассказ о великом русском художнике и человеке от сотрудников Отделения Попова В.М. и Захаровой Т.С. были учителя - участники ежегодной педагогической конференции, которые приехали на экскурсию, чтобы потом поделиться своими впечатлениями со своими учениками.

Педагоги расскажут учащимся, что Рерих был – художник-ученый, художник-литератор, художник-философ. Его творчество – явление исключительное в истории русского и мирового искусства. Его полотна притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью, глубоким символизмом. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Он начал свой жизненный путь в России, жил в Европе и Америке, а последние годы жизни провел в Азии. Интеллектуальное наследие, оставленное Н.К. Рерихом (1974 – 1947), составляет свыше 7 тысяч картин и 27 томов литературных произведений.

Экспозиция выставки состоит из 46 репродукций картин Н.К. Рериха. По ним можно проследить становление художника мирового уровня. Удивительна широта и глубина интересов этого человека.

Одна из первых серий картин, написанных Н.К. Рерихом – «Начало Руси. Славяне». Первой картиной этой серии считается «Гонец. Восстал род на род» (1897 г.). Она была представлена на академической выставке и куплена для Третьяковской галереи. Затем хлынул буквально поток картин на тему древних славян: «Сходятся старцы», «Идолы», «Княжья охота» и т.д. Н.К. Рерих стал родоначальником жанра «исторический пейзаж». На выставке представлена репродукция картины «Заморские гости» (1900 г.).  При написании этой картины Рерих использует мотивы и краски народной живописи: ладьи с головами драконов, красные паруса, синие реки – всё это те изображения, которыми изобилуют работы древнерусских иконописцев и мастеров прикладного искусства.

Сотрудники Отделения МЦР подробно рассказали о творческом становлении художника Н.К. Рериха, о различных периодах его творчества, о творческом кредо художника. Во время путешествия по сорока древнерусским городам (1903–1904 гг) была написана серия архитектурных этюдов «Каменная летопись Руси», – более 90 этюдов, посвященных древнерусскому зодчеству. Именно в этой поездке впервые оформилась мысль о защите святынь народных, о создании Красного Креста Культуры. Общее культурное движение тех лет положило начало возрождению в России церковной живописи и зодчества. Наряду с Васнецовым, Нестеровым, Врубелем к религиозной живописи обращается и Рерих. Художник изучал старинное искусство икон и стенной росписи в разных школах и эпохах. За период с 1906 по 1914 год им созданы десятки эскизов для наружного и внешнего убранства шести храмов, осуществлены росписи и мозаики.

В 1906 году Н.К. Рерих пишет картину «Бой» – вершина творчества в 1900-е годы. Александр Бенуа, художник и критик, отметит «редкое совершенство исполнения, большую выдержанность техники, её уверенную простоту». Картина написана темпераментно в безукоризненно найденной тональности.

Картина «Бой» завершила период масляной живописи Рериха. Художник решительно и бесповоротно перешел от одного материала к другому, от масла к темпере. «Масло скоро надоело своей плотностью и темнотою. Понравилась мюнхенская темпера Вурма» (Н.К. Рерих). Переход от масла к темпере был очень важен, т.к. художник искал более тонких качеств цвета, уходя от материальной плотности.

Весной 1913 года Николай Рерих посетил в Париже выставку произведений восточного искусства. Замечания его друга-востоковеда В.Голубева о сходстве виденных им в поездке по Индии костюмов, погребений, обычаев со славянскими, глубоко взволновали Николая Константиновича. Вскоре художник публикует статью "Индийский путь". Рериха давно интересовала история не только славянства. Его взгляд был обращен к тому, что происходило некогда на всей "великой европейской равнине". От изучения славян и варягов он шел к освоению византийской культуры, которая в средние века влияла и на Запад, и на Русь. Оказалось, что корни культуры ведут еще дальше: "Через Византию грезилась нам Индия, вот к ней мы и направляемся", запишет художник.

Все это нашло отражение не только в научных записях, но и в художественных произведениях Николая Константиновича.

В 1924-1925 гг. Рерих создает несколько серий картин: "Его страна", "Гималаи", "Знамена Востока", "Майтрейя". Здесь особенно ярко проявилась характерная черта творчества Рериха: тесная связь эстетического с научными знаниями и философским осмыслением действительности. В "Листах дневника" художник соглашался с данным его искусству определением "героического реализма". На фоне горных пейзажей разворачиваются сцены из жизни героев восточной мифологии и народного эпоса — мыслителей, воинов, подвижников.

Исследователи отмечают смелое новаторство Рериха в области цвета. Яркость цветовых гамм, необычные цветовые сочетания, контрасты, чередующиеся с тонкими переходами, придают его картинам особую выразительность.

В предгорьях Гималаев, перед ликом священной Канченджанги им написана знаменательная серия «Его Страна» (1924 г.). Миф, легенда становятся художественной реальностью, которая, по мысли автора, прежде всего должна воздействовать красотой.

Будучи в Индии в 1924 году, Рерих создает грандиозный художественный ансамбль "Знамена Востока", состоящий из 19 произведений. Эта серия – одно из самых значительных и масштабных творений художника. Отдельные картины посвящены Моисею и Христу, Будде и Магомету, Конфуцию и Лао-Цзы, Сергию Радонежскому и Нагарджуне. Каждый из них представлен в значительный момент своих деяний. «Знамена Востока» Н.К.Рериха – галерея образов великих подвижников, своей жизнью дававших человечеству пример жертвенного и неутомимого служения на общее благо.

В 1935 году, благодаря подписанию Пакта Рериха – первого международного договора по защите культурных ценностей, на планете Земля был провозглашен лозунг «Мир через Культуру», предложенный мировому сообществу Н.К. Рерихом. Слово «Культура» Н.К. Рерих писал всегда с большой буквы. Разъяснению идеи Пакта и Знамени Мира Н.К. Рерих посвятил много прекрасных полотен. Этот период творчества иллюстрируют картины «Мадонна Орифламма» (1932 г.), «Белый камень (Знак Чинтамани или Конь счастья)» (1933 г.) и др.

Особое место занимают на выставке репродукции картин серии «Санкта», на которых запечатлены заветы Преподобного Сергия Радонежского.  Серия "Санкта" была написана в 1922 году во время пребывания художника в Америке. В переводе "Санкта" означает "Святые", но сам Николай Константинович предпочитал слово "Подвижники".

Во время Великой отечественной войны Н.К. Рерих вновь обращается к русским темам: «Поход Игоря», «Борис и Глеб» и др.

Последние годы жизни художника прошли в Индии, в долине Кулу. За своё пребывание в Индии и на Востоке Н.К. Рерих проделал огромную работу не только в области живописи, но и как учёный.

Индийский период его творчества отличается особой красочностью. Ю.Н. Рерих отмечал, что никто так не знал соотношение и гармонию тонов, как Н.К. Рерих: «Подобно старым китайским пейзажистам, сочетавшим глубокую философию с поразительным искусством и чувством природы, Николай Константинович в полном смысле слова живёт горним миром. Перед зрителем проходит вся гамма настроений горного мира: суровые, недоступные вершины, область вечных снегов, облачные царства… Он любил горы во всех их обликах».

Н.К. Рерих необычайно высоко ценил Е.И. Рерих. Многие свои книги он опубликовал с посвящением: «Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице». Елена Ивановна была светлым гением семьи Рерихов, подвигавшим всех ее членов на духовные и творческие свершения.     Н.К. Рерих претворял в своем художественном творчестве вдохновенные идеи и образы, возникавшие у Елены Ивановны. Картина «Ведущая» посвящена Е.И. Рерих, светлому образу женщины, вдохновляющему мужчину на подвиг.

Завершает выставку картина «Приказ Учителя» (1947 г.).  «Последние работы Николая Константиновича – это заключительный аккорд всей Его замечательной жизни», – отмечал сын художника С.Н. Рерих. Когда Н.К. Рерих писал эту картину, со времени его пребывания на Алтае прошёл двадцать один год, а память всё воскрешала зовущие вершины и сердце его устремлялось домой, послужить Отечеству. К такому же служению Н.К.Рерих призывает и нас. Как священный Завет звучат его слова: «Я любил и люблю свою Родину, любите и вы. Я работал во имя её великого будущего, понимая, что настоящее – это ступень к нему. Так думайте и вы. Великое время идёт, и Великий Народ пролагает огненный путь в будущее».